Results 1 to 9 of 9

Thread: The origin of Red Star in russian folklore/culture/history

  1. #1
    Новичок
    Join Date
    Jul 2005
    Posts
    1
    Rep Power
    0

    The origin of Red Star in russian folklore/culture/history

    I could not find a satisfactory explanation on the origin and symbolistics of the russian Red Star. Can somebody point me to an article or book that somehow traces the origin of the star from a historical/religious/cultural/political perspective. I would like a good analysis. Also, you can comment on it. I would like to get a good answer right away. Who was the first in Russian history to have the star as a symbol? What does it sifnify? How did it become red ? I'm dying of curiosity.

    Thanks,
    Laviniu

  2. #2
    Завсегдатай kalinka_vinnie's Avatar
    Join Date
    Dec 2004
    Location
    Sunnyvale, Cali
    Posts
    5,771
    Rep Power
    18
    Me too! Excellent post and question!!!!!

    The only thing I have as input is the color red. Red symbolizes(-ed) rebellion/revolution which is why the Soviet flag was red and the Chinese is too...
    Hei, rett norsken min og du er død.
    I am a notourriouse misspeller. Be easy on me.
    Пожалуйста! Исправляйте мои глупые ошибки (но оставьте умные)!
    Yo hablo español mejor que tú.
    Trusnse kal'rt eturule sikay!!! ))

  3. #3
    Завсегдатай Scorpio's Avatar
    Join Date
    Dec 2002
    Location
    Moscow, Russia
    Posts
    1,505
    Rep Power
    16

    Re: The origin of Red Star in russian folklore/culture/histo

    Quote Originally Posted by laviniu
    I could not find a satisfactory explanation on the origin and symbolistics of the russian Red Star.
    Red Star symbol belongs not to russian, but to communistic culture.

    Quote Originally Posted by laviniu
    Who was the first in Russian history to have the star as a symbol?
    Well, communists.

    Quote Originally Posted by laviniu
    Can somebody point me to an article or book that somehow traces the origin of the star from a historical/religious/cultural/political perspective.
    As kalinka said, red color symbolizes blood and bloody struggle.
    Five-ended star symbolizes five continents of the Earth (as I can remember).

    Of course, the five-ended star (pentagram) also has a plenty of occult, and event satanic, symbolism associated with it. For fans of conspiracy theories this is a perfect opportunity to speculate.
    Кр. -- сестр. тал.

  4. #4
    Увлечённый спикер
    Join Date
    Jan 2005
    Location
    Vladivostok
    Posts
    47
    Rep Power
    13
    Red Star symbol belongs not to russian, but to communistic culture.
    Today red star is a symbol of russian military.

  5. #5
    FL
    FL is offline
    Почтенный гражданин
    Join Date
    Mar 2005
    Posts
    526
    Rep Power
    13
    The Soviet National Emblem (in detail)

    http://skv-orion.narod.ru/Pictures/Gerb.gif



    Legend about creation of the Soviet National Emblem
    Read here (in Russian) and also there are National Emblems of the republics of the USSR:
    http://skv-orion.narod.ru/Gerb.htm

    Well-known poems (the same legend in the form of poem):

    ======================================
    Ярослав Смеляков

    О Гербе РСФСР

    Случилось это в тот великий год,
    Когда восстал и победил народ.
    В нетопленый кремлевский кабинет
    Пришли вожди державы на совет.

    Сидели с ними за одним столом
    Кузнец с жнеёй, ткачиха с батраком,
    А у дверей, отважен и усат,
    Стоял с винтовкой на посту солдат.

    Совет решил: мы на земле живём
    И нашу землю сделаем Гербом!
    Пусть на Гербе, как в небе, навсегда
    Сияет солнце и горит звезда!
    А остальное - трижды славься труд! -
    Пусть делегаты сами принесут.

    Принес кузнец из дымной мастерской
    Свое богатство - вечный молот свой,
    Тяжелый сноп в колосьях и цветах
    Батрак принес в натруженных руках,
    В куске холста из дальнего села
    Свой острый серп крестьянка принесла.

    И, сапогами мерзлыми стуча,
    Внесла ткачиха сверток кумача...
    И молот тот, что кузнецу служил,
    С большим серпом совет соединил.
    Тяжелый сноп, наполненный зерном,
    Совет обвил октябрьским кумачом.

    И лозунг наш по слову Ильича
    Начертан был на лентах кумача.
    Хотел солдат - не смог солдат смолчать -
    Свою винтовку для герба отдать,
    Но вождь народов воину сказал,
    Чтоб он её из рук не выпускал!
    С тех пор солдат - почетная судьба -
    Стоит на страже нашего Герба!

    ======================================
    Самуил Маршак

    НАШ ГЕРБ

    Различным образом державы
    Свои украсили гербы.
    Вот леопард, орел двуглавый
    И лев, встающий на дыбы.

    Таков обычай был старинный,-
    Чтоб с государственных гербов
    Грозил соседям лик звериный
    Оскалом всех своих зубов.

    То хищный зверь, то птица злая,
    Подобье потеряв свое,
    Сжимают в лапах, угрожая,
    Разящий меч или копье.

    Где львов от века не бывало,
    С гербов свирепо смотрят львы
    Или орлы, которым мало
    Одной орлиной головы!

    Но не орел, не лев, не львица
    Собой украсили наш герб,
    А золотой венок пшеницы,
    Могучий молот, острый серп.

    Мы не грозим другим народам,
    Но бережем просторный дом,
    Где место есть под небосводом
    Всему, живущему трудом.

    Не будет недругом расколот
    Союз народов никогда.
    Неразделимы серп и молот,
    Земля, и колос, и звезда!

    Самуил Маршак. Стихи. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. Москва: Художественная литература, 1967.

  6. #6
    FL
    FL is offline
    Почтенный гражданин
    Join Date
    Mar 2005
    Posts
    526
    Rep Power
    13
    http://archive.1september.ru/his/2001/04/4.htm

    Some quotes from the link:
    "
    Олицетворением труда в его «пролетарском» варианте к этому времени уже устойчиво служил молот. Сложнее было с символикой «крестьянской стихии». Уже на первых эмблемах Красной армии мы обнаруживаем плуг, однако этот предмет, хочешь не хочешь, частично скрывался от зрителя пластами вздымаемой земли. Подходила, разумеется, и коса, но уж больно явственно напоминала она о себе, как непременный атрибут символа смерти. В результате остановились на серпе, который вместе с молотом и солнцем в зените присутствует на рисунке печати Совнаркома того же С.Чехонина (рис. 4).
    Эти мотивы бесспорно легли в основу принятого окончательного варианта герба Российской Социалистической Федеративной Республики (18 июня 1918 г.). Впоследствии этот герб мало изменился, получив лишь более четкое графическое решение (рис. 5, 6).
    Историческому постановлению Совнаркома о гербе предшествовали различные любопытные обстоятельства. Так, самый его текст выглядел достаточно странно:
    «а) Представленный проект утвердить.
    б) Вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего быть завтра.
    в) Если возможно, кроме надписи РСФСР, вставить надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
    Более того, не сохранились ни первоначальный эскиз, ни имя его автора. Позднейшим исследователям по сей день приходится довольствоваться разъяснениями тогдашнего секретаря Совета народных комиссаров В.Д.Бонч-Бруевича:
    ---
    The same story (as in the poem) in description by Bonch-Bruevich
    «В Управление делами Совнаркома поступил проект герба, сделанный акварелью и изображавший проект того герба, который мы сейчас имеем, в несколько измененном виде. Он был такой же круглый, с теми же эмблемами, но имевший посредине обнаженный длинный меч, как бы прикрывающий, стоящий на страже всего герба, уходивший рукоятью в перевязь снопов внизу герба и выходивший своим острым, всё сужающимся концом в лучи неба в верхней части всего орнамента.
    Владимир Ильич был у себя в кабинете и беседовал с Я.М.Свердловым и Ф.Э.Дзержинским и некоторыми другими товарищами, когда я, получив рисунок герба, пришел к нему и положил его перед ним на стол.
    — Что это?.. Герб!.. Интересно посмотреть... — И он устремился к рисунку, несколько наклонившись над столом. Мы все, окружив Владимира Ильича, с интересом вглядывались в рисунок.
    Внешне герб сделан был хорошо. На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленные снопами хлеба, внутри которых отчетливо виднелся серп и молот, но над всем главенствовал, словно настораживая всех, отточенный, острый меч, сверкая своим лезвием.
    — Интересно!.. — сказал Владимир Ильич. — Идея есть, — но зачем же меч? — И он посмотрел на нас всех.
    — Мы бьемся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним вон из наших пределов и белогвардейцев и интервентов, но это не значит, что война, военщина, военное насилие будет всегда главенствовать у нас. Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся, и меч не наша эмблема. Крепко держать его в руках мы должны, чтобы защищать пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что это будет всегда... Социализм восторжествует во всех странах — это несомненно. Братство народов будет провозглашено и осуществлено во всем мире, и меч — не наша эмблема... Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч...
    И он карандашом зачеркнул его корректурным знаком, поместив этот знак и возле него, на чистом поле.
    — А в основном герб хорош. Давайте утвердим проект, и потом посмотрим и еще раз обсудим в Совнаркоме, и поскорей.
    И он подписал рисунок».

    ==================================
    "
    Внимательный читатель должен заметить, что социалистическая символика к 1918 г. ограничивалась серпом, молотом, колосьями и восходящим солнцем, не включая знаменитую пятиконечную звезду, подключенную к герботворчеству лишь в 1922 г.
    Долгое время она существовала параллельно с государственной символикой, находясь на вооружении Красной армии.
    "

    Из листовки РККА 1918 г. :
    «...Красная звезда Красной армии — это звезда Правды... Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот.
    Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего.
    Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа...
    Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».

    ===================================

    Из детской книжки 1980-х гг.:
    I think this version is most popular and well-known
    О красной звездочке.
    "<..> Красный цвет её означает кровь, пролитую всеми борцами за свободу, пять концов бросают лучи на все пять частей света, призывая всех трудящихся к всемирному братству. Серп и молот на ней - символ крепкой дружбы рабочих и крестьян.

    Звезда эта ленинская. Когда создавалась наша первая в мире армия рабочих и крестьян, Владимир Ильич посоветовал сделать красную звезду отличительным знаком на шлемах красноармейцев."

  7. #7
    FL
    FL is offline
    Почтенный гражданин
    Join Date
    Mar 2005
    Posts
    526
    Rep Power
    13

  8. #8
    FL
    FL is offline
    Почтенный гражданин
    Join Date
    Mar 2005
    Posts
    526
    Rep Power
    13
    http://komsomol.narod.ru/culture/red_heraldry.htm

    "
    Красный цвет символизирует во всем мире революционную борьбу против эксплуататоров. Впервые он был применен в этом значении во время антифеодального восстания иранских крестьян в провинции Торган в 162 году хиджры (778-779 гг.). Одно из последних использований красного цвета во время восстаний на Востоке в доимпериалистическую эпоху относится к 1850-1864 гг., когда красные военные знамена применялись во время восстания тайпинов в Южном Китае.

    В Европе красный цвет получил значение символа восстания народа против тирании монархии начиная с 1789 года, когда он был отнят как регальный цвет у короля и стал цветом санкюлотов и якобинцев, носивших красные шапочки и шарфы. В 1832 и 1848 годах красный цвет был цветом восставших во Франции и Германии революционных масс, участвовавших в буржуазно-демократической революции своими отдельными отрядами и объединениями. А с 1871 года, после Парижской коммуны, красный цвет становится символом пролетарского международного революционного движения. Именно как таковой его с 1876 года принимают русские революционеры, а с 1898 года красное знамя становится партийным знаменем РСДРП.

    Красная пятиконечная звезда — одна из первых советских эмблем, возникшая в период весны-осени 1918 года как эмблема регулярной Красной Армии, Выбор этой эмблемы для РККА объяснялся следующими причинами. Во-первых, её форма представляла собой пентаграмму (древнейший символ охраны, безопасности). Во-вторых, красный цвет символизировал революцию, революционное войско. В-третьих, само понятие звезды как символа стремления к высоким идеалам также имело значение. Предложила эмблему Военная коллегия по организации Красной Армии, в частности фактическим создателем этой эмблемы для Красной Армии был К. Еремеев — первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по формированию РККА.

    С осени она стала изображаться с вписанным в её центр «малым гербом РСФСР» — серпом и молотом. В этом виде красная пятиконечная звезда как эмблема Красной Армии была закреплена в течение всего периода 1918-1946 годов, а затем стала эмблемой Советских Вооружённых Сил.

    С 1923 года символ пятиконечной звезды стал использоваться в гербе СССР как фигурное дополнение к девизу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и потому такая красная звезда считалась эмблемой международной солидарности трудящихся. Отсюда её пять лучей объяснялись как пять континентов, где идет борьба между трудом и капиталом. Эта эмблема, естественно, должна была отличаться от эмблемы РККА, и поэтому в центре гербовой звезды не было серпа и молота. Однако до 1936 года изображение постоянно варьировалось. Только по новой конституции было установлено стабильное изображение пятиконечной красной звезды с узким золотым кантом и со сторонами, расходящимися под углом 120°. После второй мировой войны, в 1949 году угол был увеличен до 125°.

    Невнимательность иной раз приводила к тому, что советская звезда оказывалась золотой. Золотые звезды имеют в гербе и на флаге Китай, Вьетнам, Ангола, Индонезия, Конго, Мавритания, Буркина-Фасо, Суринам. Красные же звезды СССР, СФРЮ, НРБ, ВНР, НСРА имели только золотую окантовку.

    Внимательное отношение Владимира Ильича к эмблематике подтверждает случай с мечом в советском гербе. Обычно приводят стандартные, приписываемые Ленину слова в передаче В.Д. Бонч-Бруевича: «Меч — не наша эмблема», а также то, что Ленин вычеркнул меч из представленного ему рисунка герба РСФСР.

    Однако причины этого резко отрицательного отношения даже в то время не для всех были понятны, так как незнакомые с геральдикой люди рассматривали меч не на фоне его исторического значения в геральдике, а просто как эмблему, отражающую военную твёрдость, готовность к защите себя оружием. Ленину пришлось объяснять, что меч в мировой геральдике — эмблема и военного верховенства, и наступательного оружия.

    Эти убеждения не доходили до сознания тех, кто коллективно обсуждал вопрос об утверждении состава новых советских эмблем, о будущем гербе республики. Уже после вышеприведенного высказывания Ленина за период с 17 апреля по 23 сентября 1918 года вопрос о советском гербе и о внесении в него эмблемы меча или пятиконечной звезды, то есть также военной эмблемы, обсуждался десять раз на заседании Совнаркома и его комиссии (Малого Совнаркома). Это значит, что вопрос о военных эмблемах в советском гербе всё ещё не был фактически решён даже тогда, когда Съезд Советов уже в целом принял конституцию. Одно это говорит о том, что вопрос о советских эмблемах был далеко не очевиден для многих. В.И. Ленину ещё трижды пришлось выступать на заседаниях правительства против включения меча в герб, ибо Малый Совнарком трижды восстанавливал меч большинством голосов после 17 апреля, несмотря на резкие, категоричные протесты Ленина. В последнем протоколе было записано: «Вопрос о мече, оставшийся спорным, решить после предварительного маленького совещания, имеющего быть завтра». Однако это совещание так и осталось не запротоколированным, и не известно даже, кто на нём присутствовал. Тем не менее 10 июля съезд Советов по предложению Я.М. Свердлова утвердил текст конституции, где при описании герба в статье 89 упоминание о мече отсутствовало. Это означает, что только на последнем, пятом по счёту, совещании, посвящённом вопросу о мече, Ленину удалось отстоять свою точку зрения и, главное, найти ей поддержку.

    Возникает, однако, вопрос: кто же были те люди, которые столь настойчиво сопротивлялись ленинскому предложению, и каковы были их аргумент в защиту своей точки зрения? Вопрос этот обычно обходится в литературе, посвященной советской геральдике. Между тем выяснить истину и понять причины противодействия ленинской линии со стороны определённых лиц важно потому, что это дает ключ к уяснению принципиальных вопросов советской геральдики, и потому, что этот первый геральдический спор в советском руководстве намеренно не придавался гласности именно теми, кто потерпел в нём поражение и видимо, поэтому не оставил документальных следов (протокола) этого события.

    Мы знаем, что органом, который коллегиально противодействовал Ленину в этом вопросе, был Малый Совнарком, который в то время возглавляли М.Ю. Козловский, А.В. Галкин, П.И. Стучка. Именно они, поддержанные Ю.М. Стекловым (Нахамкесом, автором проекта конституции) и М.И. Лацисом (членом коллегии ВЧК) и при доброжелательном нейтралитете секретаря Совнаркома Н.П. Горбунова, являлись главными сторонниками введения меча в советский герб. Все перечисленные лица были профессиональными юристами, и их спор о геральдическом применении меча вовсе не покоился на политически разных мнениях, но они становились на чисто формальную точку зрения и предлагали поэтому не считаться с исторически сложившимся значением меча как эмблемы, а исходить из его одинакового значения для всех стран Европы с 1789 года как одного из античных атрибутов правосудия, а именно как эмблемы возмездия, наряду с двумя другими атрибутами — щитом и весами (т.е. эмблемами защиты и справедливости).

    Все эти три атрибута, приданные Фемиде — женщине с повязкой на глазах, составляли аллегорически-эмблематическое изображение понятий «закон», «правосудие». Ленин был категорически против того, чтобы использовать в советском гербе эту эмблему буржуазного правосудия. Заимствовать один из атрибутов буржуазной эмблематики было для Ленина нисколько не лучше, чем заимствовать меч как дворянскую эмблему военного верховенства. Не спасало положения и то, что сторонники включения меча называли его «карающим мечом революции» (особенно М.И. Лацис как член коллегии ВЧК. Во-первых, эмблемы применяются без комментирующих надписки и их смысл целиком связан с традицией их применения, с их историей и не может быть изменён по чьему-либо желанию. Во-вторых, революция лишь в определённый период, да и то вынужденно, применяет этот «карающий меч», как подчеркивал Ленин, и потому не может включать эту эмблему в свой герб.
    "
    and so on see the link

  9. #9
    FL
    FL is offline
    Почтенный гражданин
    Join Date
    Mar 2005
    Posts
    526
    Rep Power
    13
    Вот рассказ Бонч-Бруевича полностью (хотя основная его часть уже приведена выше).
    ======================================
    В. Д. Бонч-Бруевич.

    СОВЕТСКИЙ ГЕРБ.

    Всё создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого ещё никогда не существовало в истории народов, - герб первого в мире государства рабочих и крестьян.

    В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понёс его Владимиру Ильичу.

    Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете и беседовал с Яковом Михайловичем Свердловым, Феликсом Эдмундовичем Дзержинским и ещё целой группой товарищей. Я положил рисунок на стол перед Лениным.

    - Что это - герб?.. Интересно посмотреть! - И он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок.

    Все окружили Владимира Ильича и вместе с ним разглядывали проект герба.

    На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамлённые снопами пшеницы, внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.

    - Интересно!.. - сказал Владимир Ильич. - Идея есть, но зачем же меч? - И он посмотрел на всех нас. - Мы бьёмся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним из нашей страны и белогвардейцев, и интервентов. Но насилие не может главенствовать у нас. Завоевательная политика нам чужда. Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч - не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда... Когда будет провозглашено и осуществлено братство народов во всём мире, меч нам не будет нужен... Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч... - И Владимир Ильич тонко очиненным карандашом перечеркнул меч на рисунке. - А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект, а потом посмотрим и ещё раз обсудим в Совнаркоме. Надо это сделать поскорее...

    И он поставил на рисунке свою подпись.

    Я передал проект герба художнику Андрееву, находившемуся в кабинете Ленина. Он в то время лепил Владимира Ильича, тихонько сидя в кабинете. Андреев перерисовал герб, сделал всё как-то рельефней, выразительней и, конечно, удалил меч.

    Этот проект герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исправленный по замечаниям Владимира Ильича, и был утверждён 19 июля 1918 года.

    В гербе Советского Союза тоже есть и серп, и молот, и золотые снопы в лучах восходящего солнца. Под этими счастливыми символами мира и труда живёт советский народ, с ними он идёт в коммунизм.

    ======================================

Similar Threads

  1. Russian folklore/fairy-tale creatures
    By starrysky in forum Culture and History
    Replies: 29
    Last Post: April 15th, 2012, 04:03 PM
  2. Replies: 5
    Last Post: June 7th, 2006, 08:16 PM
  3. russian names and their true origin
    By russkayalove in forum Russian Names
    Replies: 39
    Last Post: November 25th, 2005, 10:08 PM
  4. Replies: 1
    Last Post: September 26th, 2004, 07:23 AM
  5. if you are interested in Russian culture or history
    By gussev in forum Culture and History
    Replies: 1
    Last Post: August 21st, 2004, 10:29 AM

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •  


Russian Lessons                           

Russian Tests and Quizzes            

Russian Vocabulary