Quote Originally Posted by SergeMak View Post
Я кажется понял, что означает "поступать как протестанты".
Кажется, что в предыдущих постах имелась в виду теория выдающегося немецкого социолога Макса Вебера, которую он изложил в своём великолепном труде "Протестантская этика и дух капитализма". В 2014 году отмечается 120-летие этого мыслителя. Теория является, в некотором роде, антитезой марксистскому пониманию истории и развития капитализма. Краткое изложение этой замечательной книги даёт г. Кургинян здесь (Дух Капитализма - YouTube). При этом имеется в виду весь постлютеровский протестантизм пуританского и кальвинисткого толка, т.е. начиная с 16 века. К началу 20 века, когда писалась книга, капитализм, как его понимали Вебер и Маркс (а Вебер говорит и о "духе капитализма"), уже сформировался. Одновременно, та протестантская этика, уже начала видоизменяться под влиянием модерна и самого западного капитализма, в развитии которого, как думает Вебер, эта протестантская этика сыграла огромную роль.

Естественно, говоря о протестантизме, у Вебера речь идёт только о религии и этике, формирующейся в связи с ней (рационализация жизни и хозяйственной деятельности, а в дальнейшем и развитие капитализма в буржуазном смысле им понимается и обосновывается в прямой связи с этой этикой; при этом происходит попытка критики марксистского толкования истории и ведется полемика с тем взглядом на развитие капитализма, который изложен Зомбартом в книге "Буржуа"). Протестантизм у Вебера ни в коей мере не означает какую-либо национальность. Распространение протестантизма в США (именно тех направлений, которые в веберовском понимании дали толчок развитию "духа капитализма") произошло в силу известных исторических причин (как известно, носители этих взглядов были значимой группой среди первых поселенцев).

Т.е., если говоря о протестантизме и его роли в истории обществ, ссылаться именно на теорию Вебера, следует помнить, что Вебер имеет в виду исторический протестантизм определенных направлений (существовавших до него или современных ему), а также только хозяйственную деятельность (т.е. речь совершенно не идет об отношении между разными странами, тем более о конфликтах между странами). При этом сам Вебер указывает, что к началу 20 века описываемые им социальные воздействия уже можно рассматривать в исторической перспективе, т.е. дух капитализма уже сформирован, модерн правит бал; и уже давно бродит известный призрак, о котором говорит Маркс.

См.: Вебер. М., Избранные произведения, М. 1990 (стр. 44-307)