Не сдержать меня уговорами.
Верю свято я не в него ли?
Пусть над ним кружат черны вороны,
Но он дорог мне и в неволе.
Верим веку испокон
Да прослышала сама я,
Как в году невесть каком
Стали вдруг одним цветком
Два цветка, Иван да Марья.
Не сдержать меня уговорами.
Верю свято я не в него ли?
Пусть над ним кружат черны вороны,
Но он дорог мне и в неволе.
Верим веку испокон
Да прослышала сама я,
Как в году невесть каком
Стали вдруг одним цветком
Два цветка, Иван да Марья.
Last edited by Lampada; May 6th, 2016 at 04:59 PM.
С. Безруков и Е. Гусева - 'Иван да Марья'
Вот пришла лиха беда -
Уж ворота отворяют,-
Значит, пробил час, когда
Бабьи слезы высыхают.
Значит, больше места нет
Ни утехам, ни нарядам.
Коль семь бед - один ответ,-
Так пускай до лучших лет
Наши беды будут рядом.
Не сдержать меня уговорами.
Верю свято я - не в него ли?
Пусть над ним кружат черны вороны,
Но он дорог мне и в неволе.
Понаехали сваты,
Словно на смех, для потехи,-
Ах, шуты они, шуты:
Не бывать тому вовеки.
Где им знать: поют кругом,
Да прослышала сама я,
Как в году невесть каком
Стали вдруг одним цветком
Два цветка - Иван да Марья.
Путь-дороженька - та ли, эта ли,-
Во кромешной тьме, с мукой-болью,
В пекло ль самое, на край света ли,-
Приведи к нему, хоть в неволю.
Ветры добрые, тайком
Прокрадитесь во темницу -
Пусть узнает он о том,
Что душа к нему стремится.
Сердцем пусть не упадет
И не думает худого,
Пусть надеется и ждет -
Помощь Марьина придет
Скоро-скоро, верно слово.
Пусть не сетует, пусть не мается,
Ведь не зря цветок в чистом поле
Нашим именем называется -
Так цвести ему и в неволе!
1974
Чёрное золото
Сегодня День шахтёра.
СЛУЧАЙ НА ШАХТЕ (редкая запись)
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Сидели пили вразнобой
"Мадеру", "старку", "зверобой",
И вдруг нас всех зовут в забой, до одного:
У нас - стахановец, гагановец,
Загладовец, - и надо ведь,
Чтоб завалило именно его.
Он - в прошлом младший офицер,
Его нам ставили в пример,
Он был, как юный пионер - всегда готов,-
И вот он прямо с корабля
Пришел стране давать угля,-
А вот сегодня - наломал, как видно, дров.
Спустились в штрек, и бывший зек -
Большого риска человек -
Сказал: "Беда для нас для всех, для всех одна:
Вот раскопаем - он опять
Начнет три нормы выполнять,
Начнет стране угля давать - и нам хана.
Так что, вы, братцы,- не стараться,
А поработаем с прохладцей -
Один за всех и все за одного".
...Служил он в Таллине при Сталине -
Теперь лежит заваленный,-
Нам жаль по-человечески его...
Song of a Fighter Plane (Песня самолета-истребителя)
Белый вальс
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну,-
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.
И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,-
И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.
Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, ломалась, дрожала она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,-
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!
Был белый вальс - конец сомненьям маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех,-
Сегодня дамы приглашали кавалеров -
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.
Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.
Белее снега белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь,-
И ты был бел - белее стен, белее вальса.
Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, дрожала, ломалась она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,-
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!
Где б ни был бал - в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе - как тебе везло,-
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.
Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину
Спешили женщины прийти на помощь нам,-
Их бальный зал - величиной во всю страну.
Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез,-
Припомни вальс - как был ты бел!- и улыбнешься.
Век будут ждать тебя - и с моря и с небес -
И пригласят на белый вальс, когда вернешься.
Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала -
Металась, дрожала, ломалась она в зыбком свете свечей.
И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа,-
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей!
Из дорожного дневника
Ожидание длилось,
а проводы были недолги.
Пожелали друзья:
"В добрый путь, чтобы все без помех".
И четыре страны
предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
шлагбаумы подняли вверх.
Тени голых берез
добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе
и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник - комар
разбивался у самого носа,
Превращая стекло лобовое
в картину Дали.
И сумбурные мысли,
лениво стучавшие в темя,
Всколыхнули во мне -
ну попробуй-ка останови.
И в машину ко мне
постучало военное время.
Я впустил это время,
заменшанное на крови.
И сейчас же в кабину
глаза из бинтов заглянули
И спросили: "Куда ты?
на запад? вертайся назад..."
Я ответить не мог:
по обшивке царапнули пули.
Я услышал: "Ложись!
берегись! проскочили! бомбят!"
И исчезло шоссе -
мой единственный верный фарватер.
Только елей стволы
без обрубленных минами крон.
Бестелесый поток
оптекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути
не продвинулся ни на микрон.
Я уснул за рулем.
Я давно разомлел до зевоты.
Ущипнуть себя за ухо
или глаза протереть?
Вдруг в машине моей
я увидел сержанта пехоты.
"Ишь, трофейная пакость, - сказал он, -
удобно сидеть".
Мы поели с сержантом
домашних котлет и редиски.
Он опять удивился:
"Откуда такое в войну?
Я, браток, - говорит, -
восемь дней как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо, езжай!
будет время, опять загляну..."
Он ушел на восток
со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
в кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
"Устал? Отдохни - я сменю".
Все в порядке, на месте.
Мы едем к границе. Нас двое.
Тридцать лет отделяет
от только что виденных встреч.
Вот забегали щетки,
отмыли стекло лобовое.
Мы увидели знаки,
что призваны предостеречь.
Кроме редких ухабов
ничто на войну не похоже.
Только лес молодой,
да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка
полоснули морозом по коже,
Остриями - по мирному -
кверху, а не накренясь.
Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
Что и я гдето здесь
довоевывал невдалике.
Потому для меня
и шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик
болтались на этом штыке.
Никита Джигурда - неспетые стихи Высоцкого:
Исколняет Анна Артёменко
Музыка - Никита Джигурда и Вячеслав Бобков
Люблю тебя сейчас - на неспетые стихи Владимира Высоцкого, посвящённые Марине Влади.
Люблю тебя сейчас
Не тайно - напоказ.
Не "после" и не "до", в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.
В прошедшем "я любил"
Печальнее могил.
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
- Я вас любил, любовь еще, быть может...
Так говорят о брошенном, отцветшем -
И в этом жалость есть и снисходительность,
Как к свергнутому с трона королю.
Есть в этом сожаленье об ушедшем,
Стремленье, где утеряна стремительность,
И как бы недоверье к "я люблю".
Люблю тебя теперь
Без обещаний: "Верь!"
Мой век стоит сейчас - я век не перережу!
Во время - в продолжении "теперь" -
Я прошлым не дышу и будущим не грежу.
Приду и вброд и вплавь
К тебе - хоть обезглавь! -
С цепями на ногах и с гирями по пуду.
Ты только по ошибке не заставь,
Чтоб после "я люблю" добавил я и "буду".
Есть в этом "буду" горечь, как ни странно,
Подделанная подпись, червоточина
И лаз для отступления в запас,
Бесцветный яд на самом дне стакана
И, словно настоящему пощечина, -
Сомненье в том, что я люблю сейчас.
Смотрю французский сон
С обилием времен,
Где в будущем - не так и в прошлом - по-другому.
К позорному столбу я пригвожден,
К барьеру вызван я языковому.
Ах, - разность в языках!
Не положенье - крах!
Но выход мы вдвоем поищем и обрящем.
Люблю тебя и в сложных временах -
И в будущем и в прошлом настоящем!
В одномy провинциальному городу - ну, предположим, что это било Бердичево, - приехал
бродячий трупки под пр… под управлением Моти Рабиновича.
Они повесили афишу: «Всем, всем, всем! Умрёте - не увидите! Спешите видеть последний
раз в неделю!»
Собрaлась вся общественность города, пришёл даже самый городской голова!
И вот в десять часов вечера в сарае подымаются шмутки, и начинается представление.
Стоит Фауст на бочки в синий свет и говорит:
Какой печал мне душу кивирает?
И цельный мир мне вертится в глазе?
Ах, Маргеритка неприметно, знаю,
Она обсмеивает мне
и говорит, що я - смешляк!
Но…
я, влюбимшись, буду обжидаться!
Ша!?
Кайца, там пипснуло калитке?
Покедова засунемся в кусты!
Кто это там
незнaкомиц суровий?
Это - я, Мефистопул,
Пришёл я Маргаритке саблизнуть!
А из тебя чичас я сделаю здесь труп -- пу-у!
Ха-ха! Какой пугач!
Ой, дайте мине кoпию!
Из суфлёрской будки:
Идиёт, у нас нет кoпии!
Ой, дайте мне що-нибудь другое, чем коля?ют!
Из суфлёрской будки:
Идиёт, у нас есть только перочинный нож!
Ага! У меня есть перочинный кинжал!
Мефистопу-у-ул! Пойдите сюда,
мы будем делать мокрую ду-эль-ю!
Стук:
Мефисто-о-опу-у-ул! Вас зовут у в подземелию!
Мефистофель отвечает:
Чичас приду, лишь тольки я ботинки зашмурую!
Сражаются.
Выходит детский хор:
Мы - пейзанцы, мы - пейзанцы,
мы ужасно все так рады,
что не знаем даже сами, что-о-о-о…
будем в играм ми играться,
играм, играм… Нашим папа
продолжает старый обичa-а-й!…
Занавес.
…Мотя Рабинович поместил хвалебную статью в местной газете.
Шалава с собачкой
Значить, э… встретился я, значить… Южном побережье Крыма вообще… вообще всё дело-то произошло. Значит, одним словом б{ыло}… произошло так.
Сидит чувак, так… с шалавой… и шалава — с собачкой одновременно, представляешь? Сидит — она около… около ноги у её находится, так. Значит, она берёт сто пятьдесят водки себе, так. Он берёт себе нормально элементарно воды — нормальной, сельтерской, так. Смотрит на шалаву — она ему понравилась очень, шалава. И он собачку эту зафаловал, понимаешь! Погладил её, так… значит, дал ей колбаски, так… Выходит на улицу, одним словом, и шалава — за ним, потому что собачка-то за ним идёт, так! И он вместе с шалавой выходит на улицу.
Приходят они в номер к ней, значит — она в гостинице живёт, так… Приходят, значит, в номер, он начинает с ней разговаривать, говорит: «Ты, — говорит, — меня прости, но ты мне очень понравилась. Просто физически — понимаешь? — понравилась». Одним словом, значит, там у них там одно, второе там, третье, четвёртое, пятое-шестое… Одним словом — произошло, так.
Одним сло{вом}… Он уехал — потому что отпуск-то кончился, он должен уехать к себе домой, так. Уезжает в Саратов. Шалава по нему — умирает просто! Ну — чувствуешь? — не может жить без него, — понимаешь? — ну не может, и всё! Одним словом, значит, так: он своей жене, собственной супруге, говорит: «Ты прости меня, пожалуйста, я тебя не люблю, я должен поехать к своей шалаве… в Саратов». Правильно? Ну, он ничего не может сделать, потому что… собачку-то он зафаловал, — понимаешь? — собачку зафало{вал}… И он должен был просто, как говорится, выяснить отношения. Одним словом, так: он берёт отпуск за свой счёт на неделю, приезжает к ней в Саратов, приходит в театр — самое-то главное, что он в театр пришёл, — и чувствует, что она с мужем, понимаешь? И чувствует, что его это возмущает просто предельно, — понимаешь? — что она с мужем пришла, сука. Какое она имела право-то! Они же просто… Они же жили — да? Лю{били}…
В общем, одним словом, он подходит к ней в антракте, берёт её за руку, отводит её в сторону и говорит: «Что ж ты, сука, делаешь?» Представляешь? Ну, он с ней начал разговаривать — просто элементарно начал разговаривать. Одним словом, договорились, что после спектакля он подойдёт к её дому, так. Подходит — она выходит ему навстречу, в шубе, вообще, нормальная так вся, ну, вышла, потому что зима была, так. Он ей говорит: «Где собачка, сука?» Она говорит: «Собачка сдохла!» Ты представляешь, как он расстроился?! Он собачку-то зафаловал, правильно? Ужасно! Ну, в общем, одним словом, он уехал к своей жене, вообще, с ней поговорил так с ней, хорошо: «В общем, извини, пожалуйста, я тебя всё равно не люблю, но я с тобой буду жить!» И так и остался с женой своей…
Осень-зима (15 декабря ?) 1963 г., у А.Д.Синявского
1963
http://www.bard.ru/cgi-bin/mp3.cgi?id=1003.13
Музыка и исполнение - Станислав Коренблит
Стихи Высоцкого
В голове моей тучи безумных идей -
Нет на свете преград для талантов!
Я под брюхом привыкших теснить лошадей
Миновал верховых лейтенантов.
...Разъярялась толпа, напрягалась толпа,
Нарывалась толпа на заслоны -
И тогда становилась толпа "на попа",
Извергая проклятья и стоны.
Дома я раздражителен, резок и груб,-
Домочадцы б мои поразились,
Увидав, как я плакал, взобравшись на круп,-
Контролеры - и те прослезились.
Столько было в тот миг в моем взгляде на мир
Безотчетной, отчаянной прыти,
Что, гарцуя на сером коне, командир
Удивленно сказал: "Пропустите!"
Он, растрогавшись, поднял коня на дыбы -
Аж нога ускользнула из стремя.
Я пожал ему ногу, как руку судьбы,-
Ах, живем мы в прекрасное время!
Серый конь мне прощально хвостом помахал,
Я пошел - предо мной расступились;
Ну, а мой командир на концерт поскакал
Музыканта с фамилией Гилельс.
Я свободное место легко отыскал
После вялой незлой перебранки,-
Всё не сгонят - не то что, когда посещал
Пресловутый Театр на Таганке.
Тесно здесь, но тепло - вряд ли я простужусть,
Здесь единство рядов - в полной мере!
Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -
В нем напиток "кровавая Мэри".
Вот сплоченность-то где, вот уж где коллектив,
Вот отдача где и напряженье!
Все болеют за нас - никого супротив,-
Монолит - без симптомов броженья!
Меня можно спокойно от дел отстранить,
Робок я перед сильными, каюсь,-
Но нельзя меня силою остановить,
Когда я на футбол прорываюсь!
1971.
"...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)
http://www.bard.ru/cgi-bin/mp3.cgi?id=1003.01
Музыка и исполнение - Станислав Коренблит
Слова Высоцкого
Из-за гор - я не знаю, где горы те,-
Он приехал на белом верблюде,
Он ходил в задыхавшемся городе -
И его там заметили люди.
И людскую толпу бесталанную
С ее жизнью беспечной <и> зыбкой
Поразил он спокойною, странною
И такой непонятной улыбкой.
Будто знает он что-то заветное,
Будто слышал он самое вечное,
Будто видел он самое светлое,
Будто чувствовал все бесконечное.
И взбесило толпу ресторанную
С ее жизнью и прочной и зыбкой
То, что он улыбается странною
И такой непонятной улыбкой.
И герои все были развенчаны,
Оказались их мысли преступными,
Оказались красивые женщины
И холодными и неприступными.
И взмолилась толпа бесталанная -
Эта серая масса бездушная,-
Чтоб сказал он им самое главное,
И открыл он им самое нужное.
И, забыв все отчаянья прежние,
На свое место встало все снова:
Он сказал им три са<мые> нежные
И давно позабытые <слова>.
1961
http://www.bard.ru/cgi-bin/mp3.cgi?id=1003.02
Музыка и исполнение - Станислав Коренблит
Слова Высоцкого
Давайте я спою вам в подражанье радиолам,
Глухим знакомым тембром из-за плохой иглы -
Пластиночкой на "ребрах" в оформленье невеселом,
Какими торговали пацаны из-под полы.
Ну, например, о лете, которо<го не будет>,
Ну, например, о доме, что быстро догорел,
Ну, например, о брате, которого осудят,
О мальчике, которому - расстрел.
Сидят больные легкие в грудной и тесной клетке -
Рентгеновские снимки - смерть на черно-белом фоне,-
Разбалтывают пленочки о трудной пятилетке,
А продлевают жизнь себе - вертясь на патефоне.
Между 1977 и 1979
Версии:
В рукописи строфа 2 расположена в финале стихотворения
Песня о погибшем летчике
Дважды Герою Советского Союза Николаю Скоморохову
и его погибшему другу
Всю войну под завязку
я все к дому тянулся,
И хотя горячился -
воевал делово, -
Ну а он торопился,
как-то раз не пригнулся -
И в войне взад-вперед обернулся
за два года - всего ничего.
Не слыхать его пульса
С сорок третьей весны, -
Ну а я окунулся
В довоенные сны.
И гляжу я дурея,
И дышу тяжело:
Он был лучше, добрее,
Добрее, добрее, -
Ну а мне - повезло.
Я за пазухой не жил,
не пил с господом чая,
Я ни в тыл не просился,
ни судьбе под подол, -
Но мне женщины молча
намекали, встречая:
Если б ты там навеки остался -
может, мой бы обратно пришел?!
Для меня - не загадка
Их печальный вопрос, -
Мне ведь тоже несладко,
Что у них не сбылось.
Мне ответ подвернулся:
"Извините, что цел!
Я случайно вернулся,
вернулся, вернулся, -
Ну а ваш - не сумел".
Он кричал напоследок,
в самолете сгорая:
"Ты живи! Ты дотянешь!" -
доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом
возле самого рая, -
Он поднялся чуть выше и сел там,
ну а я - до земли дотянул.
Встретил летчика сухо
Райский аэродром.
Он садился на брюхо,
Но не ползал на нем.
Он уснул - не проснулся,
Он запел - не допел.
Так что я вот вернулся,
Глядите - вернулся, -
Ну а он - не успел.
Я кругом и навечно
виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
я почел бы за честь, -
Но хотя мы живыми
до конца долетели -
Жжет нас память и мучает совесть,
у кого, у кого она есть.
Кто-то скупо и четко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, -
И на ней - кто разбился,
Кто взлетел навсегда...
Ну а я приземлился,
А я приземлился, -
Вот какая беда...
Владимир Высоцкий
Песни о войне.
Баллада о борьбе (отрывок)
Russian Lessons | Russian Tests and Quizzes | Russian Vocabulary |