Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
Для меня это звучит как бы этот Демон, о котором говорится, не только отказывается благословлять ничего, но и боится, чтобы случайно, по ошибке благословить что-нибудь.
Это не так.
Совершенно нормально звучит там совершенный вид.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Оля
Quote:
Originally Posted by Zubr
Для меня это звучит как бы этот Демон, о котором говорится, не только отказывается благословлять ничего, но и боится, чтобы случайно, по ошибке благословить что-нибудь.
Это не так.
Совершенно нормально звучит там совершенный вид.
А несовершенный и годился бы?
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
А несовершенный и годился бы?
С грамматической точки зрения годился бы "Благословлять он не хотел".
Но, с точки зрения идеи стихотворения, не очень, потому что Он (Демон) даже один раз что-то одно не хотел благословить, а уж несклолько вещей или несколько раз что-то благословлять и подавно.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
А несовершенный [s:1mx4u2gu]и годился бы[/s:1mx4u2gu]?
И несовершенный годился бы?
А несовершенный [тоже] годился бы?
Хм.. Пожалуй, нет. Понимаешь, "благословить" - это раз и навсегда, а "благословлять" - это время от времени. Например, каждую субботу.
Можно один раз в жизни раз и навсегда благословить всё доброе, прекрасное, вечное - и служить этому. А благословлять доброе, прекрасное, вечное раз в неделю или раз в месяц - нельзя.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Оля
Quote:
Originally Posted by Zubr
А несовершенный [s:368f0jaf]и годился бы[/s:368f0jaf]?
И несовершенный годился бы?
А несовершенный [тоже] годился бы?
Хм.. Пожалуй, нет. Понимаешь, "благословить" - это раз и навсегда, а "благословлять" - это время от времени. Например, каждую субботу.
Можно один раз в жизни раз и навсегда благословить всё доброе, прекрасное, вечное - и служить этому. А благословлять доброе, прекрасное, вечное раз в неделю или раз в месяц - нельзя.
Почему же нельзя? Батюшка в церкви благоловляет чуть ли не каждый день.
Благословить {что-то}
Благословить {кого-то} на {что-то}
В принципе, этимология объясняет благословить = сказать благое (хорошее), дать добро на что-л.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Ramil
Почему же нельзя? Батюшка в церкви благоловляет чуть ли не каждый день.
Нельзя в контексте этого стихотворения. Нельзя для себя раз и навсегда решать каждую неделю, что будешь поклоняться разумному, доброму, вечному.
Нет, ну может, алкоголику дяде Васе из соседнего подъезда и можно (так же, как и с каждого понедельника начинать новую жизнь) - а пушкинскому Демону нельзя.
Re: Не хотеть благословить
Хм.. пока не совсем ясно. Дело относится к глаголу благословить? Если я скажу «Я не хочу говорить с тобой», это не значит время от времени, а вообще не хочется. Не правда ли?
Зато говорить описывает процесс, а благословить - это скорее событие... В том-то всё дело, быть может. Буду размышлять. :)
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
Зато говорить описывает процесс, а благословить - это скорее событие...
Вот именно. Тут дело не в столько в виде, сколько в самом глаголе.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by CoffeeCup
Quote:
Originally Posted by Zubr
А несовершенный и годился бы?
С грамматической точки зрения годился бы "
Благословлять он не хотел"
Но, с точки зрения идеи стихотворения, не очень, потому что Он (Демон) даже один раз что-то одно не хотел благословить, а уж несклолько вещей или несколько раз что-то благословлять и подавно.
На мой взгляд, лучше и не скажешь. Хотя может тогда эта форма употреблялась вполне буднично, и Пушкин взял просто то, что лежало ближе? Было бы это сейчас, глядишь – он предпочёл бы благословлять.
Quote:
Originally Posted by Оля
Хм.. Пожалуй, нет. Понимаешь, "благословить" - это раз и навсегда, а "благословлять" - это время от времени. Например, каждую субботу.
Можно один раз в жизни раз и навсегда благословить всё доброе, прекрасное, вечное - и служить этому. А благословлять доброе, прекрасное, вечное раз в неделю или раз в месяц - нельзя.
Но ведь благословлять не обязательно одно и то же по пять раз на дню, можно и по одному разу пять раз в день каждый раз что-нибудь новое.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by А.С.Пушкин. 'Евгений Онегин'
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил
Re: Не хотеть благословить
Кто-нибудь вообще понимает, что означают строки
Quote:
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Иными словами, он никак не мог выбрать - чему служить, что любить в этой жизни. Тут не может быть несовершенного вида!
Нельзя сказать "он не хотел выбирать чему служить". Или можно, но это тогда будет значить, что ему каждое утро предлагали процедуру выбора, а он отказывался: "Ах, оставьте!.. Да не хочу я!.."
Re: Не хотеть благословить
Оля, благословить - не есть "выбрать то, чему служить".
От этого и непонимание.
Благословить = одобрить (современным языком), не более.
"Благословляю ваш брак" - это означает, что родитель просто одобрил выбор супруга.
И ничего по всей природе он одобрить (одобрять) не хотел.
И совершенный и несовершенный виды ложатся сюда прекрасно.
Re: Не хотеть благословить
Давайте вспомним, что тут отрицание!
Он благословлял всех. (фреквентатив)
Он так и не благословил ни одного. (одноразовое действие)
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Ramil
Оля, благословить - не есть "выбрать то, чему служить".
От этого и непонимание.
Благословить = одобрить (современным языком), не более.
"Благословляю ваш брак" - это означает, что родитель просто одобрил выбор супруга.
И ничего по всей природе он одобрить (одобрять) не хотел.
И совершенный и несовершенный виды ложатся сюда прекрасно.
Рамиль, язык поэзии и язык прозы - это немного разные вещи. Пушкин не имел в виду, что "Демон ничего не хотел одобрить, и не более". Это не бухгалтер, у которого сын женится. Это ДЕМОН. У него нет ценностей. Демон в принципе не может "одобрить" или "благословить". В обыденном смысле этих слов.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Оля
Рамиль, язык поэзии и язык прозы - это немного разные вещи. Пушкин не имел в виду, что "Демон ничего не хотел одобрить, и не более". Это не бухгалтер, у которого сын женится. Это ДЕМОН. У него нет ценностей. Демон в принципе не может "одобрить" или "благословить". В обыденном смысле этих слов.
Мне кажется, интерпретация Оли более точная. С одной стороны, Демон, скорее всего, не мог одобрить "ничего во всей природе" в противоположность Богу, который именно "одобрял" природу:
Quote:
Originally Posted by http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_byt1.htm
И увидел Бог свет, что он хорош [...]
И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.]
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
С другой стороны, для благословления выделен специальный термин:
Quote:
Originally Posted by http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_byt1.htm
21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. (=> "одобрение")
22 . И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (=> "благословение")
Поскольку можно предположить, что понятия Пушкина о Боге и Демоне почерпнуты скорее всего из Библии (именно православный её вариант), то "одобрить" и "благословить" - разные действия. И Демон (по Пушкину) не хотел ни того ("На жизнь насмешливо глядел") ни другого ("Благословить он не хотел.").
Re: Не хотеть благословить
Я до сих пор понимал это стихотворение как описание холодного человека, всему равнодушного, всё презирающего, в сердце которого ничего («во всей природе») не возбуждает такие чувства, какие описывает Пушкин в начале (гороря о самом себе). А Оля говорит о выборе (того, что любить) - возможно, оттуда моё непонимание.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
Я до сих пор понимал это стихотворение как описание холодного человека, всему равнодушного, всё презирающего, в сердце которого ничего («во всей природе») не возбуждает такие чувства, какие описывает Пушкин в начале (гороря о самом себе). А Оля говорит о выборе (того, что любить) - возможно, оттуда моё непонимание.
Да нет, я говорю о том же самом, о том, как ты понимаешь стихотворение (описание холодного человека, всему равнодушного, всё презирающего, в сердце которого ничего не возбуждает такие чувства, какие описывает Пушкин). Я стала говорить про выбор только для того, чтобы лучше объяснить употребление совершенного вида. Демон один раз, единожды не выбрал что-то, что ему было бы дорого. Его ничто не трогает.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Оля
Я стала говорить про выбор только для того, чтобы лучше объяснить употребление совершенного вида. Демон один раз, единожды не выбрал что-то, что ему было бы дорого. Его ничто не трогает.
Почему один только раз? Как это возможно, чтобы он один раз на всю жизнь не выбрал, чем дорожить? Значит, ему было раз представлено что-то, чего он не выбрал (или не благословил), а потом? Признаюсь, тут я потерялся. Если он равнодушен ко всему, значит, он равнодушен ко всякой вещи, что есть в природе. Где однократность? Представь ему что-нибудь - он засмеётся с презрением и отвернётся.
Re: Не хотеть благословить
Quote:
Originally Posted by Zubr
Почему один только раз?
По большому счету - и на языке поэзии романтиков, если угодно - человек выбирает свой путь только один раз в жизни. Выбирать себе идеалы несколько раз в неделю было бы как-то смешно.
А вообще, Zubr, спиши это "благословить" на язык XIX века. Для меня, если бы Пушкин написал "благословлять он не хотел", это было бы плохой поэзией, звучало бы как-то коряво. Не знаю, что тут еще добавить.