Quote Originally Posted by Юрка View Post
Этот вопрос по своей структуре и последствиям похож на вопрос, решаемый в своё время святой инквизицией: "являются ли индейцы божьими тварями?".
Вроде чистая философия и любознательность, а на самом деле имелось в виду "можно ли их убивать?".
Поэтому я готов впрячься в эту дискуссию, сразу изменив её вектор, задав другие (отчасти риторические) вопросы:
- Является ли демократия идеалом, на который надо молиться?
- Является ли борьба (интересов, групп, партий) основой демократии?
- Отличаются ли страны с продвинутой демократией миролюбием?
- Известны ли людям другие основы совместного существования, кроме борьбы?

Над этими вопросами думали в России уже сто лет назад. И соборность рассматривалась как альтернатива демократии. Но император был поклонником Запада (как многие наши императоры). Поэтому в качестве пути был выбран парламент и борьба партий. И привело это всё к самоуничтожению. У нас в обществе и сейчас уровень взаимной ненависти зашкаливает. Поэтому я боюсь наступать на эти западные грабли под названием демократия.
Попробую сохранить первоначальный вектор.

Формальная структура такая же, как в вопросе об индейцах, т.е. "Является ли Россия демократическим государством" (in English 'democracy' в данном случае = русск. "демократическое государство")
Последствия создаем мы с вами, как участники дискуссии (т.е. заранее они НЕ заданы).
- Является ли демократия идеалом, на который надо молиться? - Считаем, что это многосторонее явление (для кого-то это может быть идеалом, для кого-то нет). Молиться предложим ч/к-либо другому.
- Является ли борьба (интересов, групп, партий) основой демократии? - Считаем, что это её обязательный элемент, при условии, что это борьба без применения насилия.
- Отличаются ли страны с продвинутой демократией миролюбием? - Пока что сложно определить (можно сравнить разные страны). Неплохо бы также выяснить, является ли "миролюбие" (и по отношению к кому) обязательным условием демократии.
- Известны ли людям другие основы совместного существования, кроме борьбы? - Очевидно, известны. Вопрос, кажется, более философский, чем практический. Можно ли принять, что "вся жизнь всех людей в любое время в любом обществе - всегда борьба"?