А.ВЕНЕДИКТОВ: Шума было много, и должен сказать, что «Эхо Москвы» тоже участвовали в этом шуме. К сожалению, должен принести извинения – во-первых, нашим слушателям, которые могли неправильно истолковать то, что было сказано об этом приказе, - ты бы знал, как я не люблю извиняться. Во-вторых, принести извинения руководству Минсвязи, которое было обвинено сотрудниками «Эхо Москвы» в том, что был подписан приказ министром Щеголевым о том, что теперь можно вскрывать почту без судебного решения, то есть, в нарушение Конституции. Это не так, поэтому я извиняюсь перед слушателями, извиняюсь перед министерством, руководством министерства и перед Игорем Щеголевым. Я разобрался в этом вопросе. В чем была фишка - приказ короткий, из трех абзацев. Но в первом абзаце был отсыл к закону о связи, где сказано, что операции связи обязаны обеспечить реализацию, и так далее, связанную с безопасностью РФ, требованиям к сетям и средствам связи, для проведения этими органами – в случаях, установленных федеральными законами, - мероприятий в целях, - и так далее, - то есть, вскрытие почты. Открываем установленные федеральные законы и находим, что в законе об оперативно-розыскной деятельности сказано следующее – статья 8 закона: «проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные прав гражданина и человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения и при наличии определенной информации» - то есть, приказ не отменял никоим образом, а отсылал к предыдущим законам, основание – судебное решение. В чем суть? Суть в том, что закон существует, а как должны действовать оперативники известно – есть закон. А как должны действовать почтовые работники – неизвестно. И этот приказ регламентировал массу вещей - требования к сетям и средствам связи. Например, - создание так называемых «черных кабинетов».
В.ДЫМАРСКИЙ: Это что такое?
А.ВЕНЕДИКТОВ: В соответствии с этими требованиями, на почте должно быть выделено отдельное помещение, где сотрудники оперативно-розыскной службы рассматривают эту почту при наличии судебного решения. Сотрудники почты не имеют право туда заходить и ознакамливаться. То есть, наоборот, это ограничивает количество людей, которые могли бы ознакомиться с личной почтой.
В.ДЫМАРСКИЙ: Но, тем не менее, для того, чтобы войти в эту комнату и получить переписку, которую нужно перлюстрировать, оперативники должны предъявить судебное решение. Это самое главное.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И это было подтверждено. Другое дело, что в приказе могла быть отсылка к этому. Но, тем не менее, никакой отмены основы судебного решения, естественно, не было. Поэтому, к сожалению, должен извиниться за действия сотрудников «Эхо Москвы»