(Копируется с разрешения автора лекций по фотографии - уважаемой Mliss .)
Занятие первое.
Начало композиции.
Mliss пишет:
"... начнем сначала не с технической части.
Можно ли научить человека фотографировать? И да, и нет. Можно привить технические навыки, дать базовые понятия. Но основным в фотографировании остается умение видеть. И этому научить невозможно. Однако, даже если умение выделить взглядом нужное не присутствует с рождения, это умение можно и нужно тренировать.
Что такое кадр? Это сюжет. Маленькое эссе.
Когда вы делаете снимок, вы должны задуматься о двух основных моментах: "в чем сюжет этого снимка", и "кому это еще будет интересно". Любимая курортная фотография "Я и дедушка Ленин" имеет, безусловно, сюжет. Я и дедушка. Но будет ли факт вашего знакомства с дедушкой интересен кому-то еще, кроме вас и ближайших родственников? Тем, кто захочет взглянуть на дедушку, будет мешать ваша фигура. Если же захотят взглянуть именно на вас, то ваша миниатюрность на фоне дедушки их разочарует.
Отсюда следует правило первое: в кадре должно быть только то, что относится к сюжету. Если вы снимаете ребенка с ромашкой, в кадре не должно быть больше чьих-то рук, ног, частей телес и прочих посторонних предметов. Если вы снимаете город, то на переднем плане не должно быть пешеходов. Если вы снимаете красиво подрумяненный шашлык - то это должен быть только шашлык, а не стол, заваленный одноразовыми тарелками, вилками, бутылками и стаканами. Старайтесь внимательно следить за тем, что попадает к вам в кадр.
Правило второе: золотое сечение. Если бы вы могли бы взглянуть в видоискатель профессиональной камеры, вы бы скорее всего могли увидеть там приблизительно такую сетку: