http://my.mail.ru/video/mail/astrono...vvn/4554/21007 - Много видеороликов
"Еще при жизни Фаину Георгиевну Раневскую называли великой. Ровесница ХХ века, она пережила вместе с Россией все его катаклизмы, дружила и работала с такими же великим и талантливыми людьми, как она сама. Ее обожали зрители, но от нее стонали режиссеры и многие из коллег-актеров, потому что всю жизнь Фаина Георгиевна оставалась большим капризным ребенком, всерьез отоносящемуся ко всему, кроме собственной персоны. Над собой она подшучивала постоянно, хотя и не давала себя в обиду. Была очень добра и щедра, но так остра на язычок, что от ее шуток многих коробило.
Как истинный человек Серебряного века, любила все прекрасное, но по-своему: "А вы знаете, я цветы не люблю.Деревья - мыслители, а цветы - кокотки" Зато животных актриса любила беззаветно. Вид бездомного маленького существа сводил ее с ума, заставляя испытывать почти физическую боль: "Кто-то подбросил собаку к дому, где я существую, собака обезумела от страха перед незнакомым ей местом, ходит взад - вперед, останавливается, долго стоит,смтрит, всматривается, не узнает, и опять ходит, долго стоит, смотрит. Ни разу не присела, и так уже десять дней. Где она ночует, где спит, и почему не умирает с голоду? Кто бы знал, как мы обе несчастны". Животные к ней тянулись. Но иногда возникали просто анекдотические, труднообъяснимые ситуации.
Раневскую пригласили на роль директора цирка в фильме "Сегодня новый аттракцион". Снимала картину известная Надежда Кошеверова, создавшая много фильмов для детей. К несчастью для режиссера, Фаина Георгиевна была в какой-то свежей обиде на нее. Чтобы великая актриса согласилась сниматься, Кошеверова безуспешно посылала к ней парламентеров, и в конце концов, поехала сама. В доме отдыха "Комарово", где отдыхала Раневская, начались тяжелые переговоры. Одним из обязательных условий, предъявленных актрисой, было полное отсутствие контакта с цирковыми животными. Официально это объяснялось аллергией.
По сюжету же героиня испытывала к зверям необыкновенную страсть. Когда весьма нелюбезно настроенная Фаина Георгиевна приехала на один день на съемки в Ленинград, ее с содроганием ожидала вся киностудия. Кое-как актрису уговорили единственный раз пройти мимо клеток с животными. Но, видимо, и хищникам передалось всеобщее нервозное состояние. В первые же минуты появления грозного "Льва Маргаритыча" один из львов в клетке...обильно обгадился. Артистка выскочила из павильона, упала на спину и, дрыгая ногами, закричала, что все это подстроено, чтобы уничтожить "любимую народом актрису"! В ход пошли валидол и целые упаковки успокоительного.
В конце концов, изнурительный дубль закончился, и хищники упокоились. Но еще задолго до этого трагикомического случая Раневская, уверенная, что не будет сниматься в этом фильме, писала своим друзьям - семье актера Эраста Гарина: "Роль хорошая, но сниматься не стану. Я очень люблю зверей, но, когда бываю в цирке, страдаю при виде дрессированных животных. Страдаю почти физически. Этого я Наде (Кошеверовой) не скажу: сошлюсь на то, что мне трудно часто ездить - роль большая. Сил уже мало."
Фаина Георгиевна имела очень своеобразную семью.Точнее, ее в свою семью взяла единственная учительница актерского мастерства Раневской, ставшая ей матерью и старшей сестрой, замечательная провинциальная актриса Павла Леонтьевна Вульф. Она-то и сделала из никому не известной, некрасивой, смешной и неуклюжей Фанни Фельдман великую Фаину Раневскую. Дочь Павлы Леонтьевны Ирина Анисимова-Вульф была режиссером многих спектаклей с участием Фаины Георгиевны. А сын Ирины Алексей Щеглов приходился актрисе "эрзац-внуком". Так она сама его называла, дружила с ним всю жизнь и любила как родного. Впоследствии он стал ее лучшим биографом.
"Бабушку" и "внука" связывала трогательная любовь к домашним питомцам. Они были общие: огромный, необузданный эрдельтерьер Блэк, черно-белая длинноухая спаниель Мушка, кот Кузя. Простой серый Кузя прожил в семье недолго, но зато увековечен Раневской в одном из писем к Щеглову: "Привет Кузьке. Скажи ему, чтобы он меньше бегал и дрался, иначе он плохо кончит! Из него сделают воротничок на шубку или ушастую шапку. Пусть сидит дома и спит". Но Кузька не внял советам "бабушки". Загулял...
История второго кота, сиамца Тики, была более интересной. Этого красавца назвали в честь плота Тура Хейердала "Кон -Тики", и прожил он в семье двадцать лет. Попал Тики к Павле Леонтьевне Вульф от Сергея Образцова, который с увлечением занимался разведением сиамских котов и пропагандировал эту породу по всему Внуково, где была его дача и дачи многих других деятелей культуры и искусства. Летом 1958 года Фаина Георгиевна с Павлой Леонтьевной снимали комнату и террасу в этом живописном поселке. Они были там наездами в перерывах между активной работой в театре. В одну из таких поездок взли горячо обожаемого Тики. Короткий отдых кончился драматически: кот исчез. Убитая горем Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, дочь Павлы Леонтьевны, несколько дней бродила по поселку, безнадежнл взывая: "Тики! Тики!" Беглеца нашли на седьмой день рядом с дачей. Алексей Щеглов вспоминал: " Мерзавец никуда не уходил, а сидел в кустах, внимательно наблюдая за мамиными мучениями, которые прерывались лишь беспощадной критикой Фаины Георгиевны в адрес всего сущего. В архиве ЦГАЛИ есть фотография Тики, которую я подарил Фаине Георгиевне. На обороте она написала:"Я его страстно любила, называла Кон-Тики, он недавно умер".
Последней любовью Раневской была собака по кличке Мальчик. Она нанимала для него много нянек, кормила деликатесами из Елисеевского магазина и говорила: "Моя собака живет как Сара Бернар, а я живу как собака". Вспоминает Сергей Юрский: "В последние годы она окончательно заперлась в своей квартире, одна, среди множества фотографий ушедших друзей на стенах, среди неорганизованного быта, в не всегда прибранных комнатах, по которым тяжело ступая и тяжело дыша, бродит пес Мальчик - подобранная ею когда-та непородистая больная собака". Мальчик вошел в историю как последний спутник жизни Фаины Георгиевны. К сожалению, его изображений не сохранилось. Но сохранилась фотография великой актрисы с обожаемым Тики - ироничным хулиганом, так похожим по нраву на свою хозяйку.
Разыгрывать ближних, слегка потрепывая нервы - абсолютно кошачья манера. Тики прожил с Фаиной Георгиевной большую звериную жизнь - двадцать лет - и мог бы сказать как она: "Получаю письма:"...помогите стать актером", отвечаю - Бог поможет". Или еще:"Научиться быть артистом нельзя. Можно развить свое дарование, научиться говорить, изъясняться, но потрясать - нет. Для этого надо родится с природой актера"."
Елена Сасим
http://www.gogol.ru/teatr/stati/faina_ranevskaya/
________________________________________
Раневская — это псевдоним по фамилии помещицы Любови Андреевны Раневской из пьесы Чехова «Вишнёвый сад», вот безродная цитата по этому поводу:
«Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: „Как красиво они летят!. Ее спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной». Как сообщает «Новая энциклопедия кино», в 1992 году Фаина Раневская была включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»).