Page 1 of 5 123 ... LastLast
Results 1 to 20 of 94
Like Tree2Likes

Thread: Великая Фаина Гeоргиевна Рaневская

  1. #1
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Великая Фаина Гeоргиевна Рaневская

    http://my.mail.ru/video/mail/astrono...vvn/4554/21007 - Много видеороликов











    "Еще при жизни Фаину Георгиевну Раневскую называли великой. Ровесница ХХ века, она пережила вместе с Россией все его катаклизмы, дружила и работала с такими же великим и талантливыми людьми, как она сама. Ее обожали зрители, но от нее стонали режиссеры и многие из коллег-актеров, потому что всю жизнь Фаина Георгиевна оставалась большим капризным ребенком, всерьез отоносящемуся ко всему, кроме собственной персоны. Над собой она подшучивала постоянно, хотя и не давала себя в обиду. Была очень добра и щедра, но так остра на язычок, что от ее шуток многих коробило.

    Как истинный человек Серебряного века, любила все прекрасное, но по-своему: "А вы знаете, я цветы не люблю.Деревья - мыслители, а цветы - кокотки" Зато животных актриса любила беззаветно. Вид бездомного маленького существа сводил ее с ума, заставляя испытывать почти физическую боль: "Кто-то подбросил собаку к дому, где я существую, собака обезумела от страха перед незнакомым ей местом, ходит взад - вперед, останавливается, долго стоит,смтрит, всматривается, не узнает, и опять ходит, долго стоит, смотрит. Ни разу не присела, и так уже десять дней. Где она ночует, где спит, и почему не умирает с голоду? Кто бы знал, как мы обе несчастны". Животные к ней тянулись. Но иногда возникали просто анекдотические, труднообъяснимые ситуации.

    Раневскую пригласили на роль директора цирка в фильме "Сегодня новый аттракцион". Снимала картину известная Надежда Кошеверова, создавшая много фильмов для детей. К несчастью для режиссера, Фаина Георгиевна была в какой-то свежей обиде на нее. Чтобы великая актриса согласилась сниматься, Кошеверова безуспешно посылала к ней парламентеров, и в конце концов, поехала сама. В доме отдыха "Комарово", где отдыхала Раневская, начались тяжелые переговоры. Одним из обязательных условий, предъявленных актрисой, было полное отсутствие контакта с цирковыми животными. Официально это объяснялось аллергией.

    По сюжету же героиня испытывала к зверям необыкновенную страсть. Когда весьма нелюбезно настроенная Фаина Георгиевна приехала на один день на съемки в Ленинград, ее с содроганием ожидала вся киностудия. Кое-как актрису уговорили единственный раз пройти мимо клеток с животными. Но, видимо, и хищникам передалось всеобщее нервозное состояние. В первые же минуты появления грозного "Льва Маргаритыча" один из львов в клетке...обильно обгадился. Артистка выскочила из павильона, упала на спину и, дрыгая ногами, закричала, что все это подстроено, чтобы уничтожить "любимую народом актрису"! В ход пошли валидол и целые упаковки успокоительного.

    В конце концов, изнурительный дубль закончился, и хищники упокоились. Но еще задолго до этого трагикомического случая Раневская, уверенная, что не будет сниматься в этом фильме, писала своим друзьям - семье актера Эраста Гарина: "Роль хорошая, но сниматься не стану. Я очень люблю зверей, но, когда бываю в цирке, страдаю при виде дрессированных животных. Страдаю почти физически. Этого я Наде (Кошеверовой) не скажу: сошлюсь на то, что мне трудно часто ездить - роль большая. Сил уже мало."

    Фаина Георгиевна имела очень своеобразную семью.Точнее, ее в свою семью взяла единственная учительница актерского мастерства Раневской, ставшая ей матерью и старшей сестрой, замечательная провинциальная актриса Павла Леонтьевна Вульф. Она-то и сделала из никому не известной, некрасивой, смешной и неуклюжей Фанни Фельдман великую Фаину Раневскую. Дочь Павлы Леонтьевны Ирина Анисимова-Вульф была режиссером многих спектаклей с участием Фаины Георгиевны. А сын Ирины Алексей Щеглов приходился актрисе "эрзац-внуком". Так она сама его называла, дружила с ним всю жизнь и любила как родного. Впоследствии он стал ее лучшим биографом.

    "Бабушку" и "внука" связывала трогательная любовь к домашним питомцам. Они были общие: огромный, необузданный эрдельтерьер Блэк, черно-белая длинноухая спаниель Мушка, кот Кузя. Простой серый Кузя прожил в семье недолго, но зато увековечен Раневской в одном из писем к Щеглову: "Привет Кузьке. Скажи ему, чтобы он меньше бегал и дрался, иначе он плохо кончит! Из него сделают воротничок на шубку или ушастую шапку. Пусть сидит дома и спит". Но Кузька не внял советам "бабушки". Загулял...

    История второго кота, сиамца Тики, была более интересной. Этого красавца назвали в честь плота Тура Хейердала "Кон -Тики", и прожил он в семье двадцать лет. Попал Тики к Павле Леонтьевне Вульф от Сергея Образцова, который с увлечением занимался разведением сиамских котов и пропагандировал эту породу по всему Внуково, где была его дача и дачи многих других деятелей культуры и искусства. Летом 1958 года Фаина Георгиевна с Павлой Леонтьевной снимали комнату и террасу в этом живописном поселке. Они были там наездами в перерывах между активной работой в театре. В одну из таких поездок взли горячо обожаемого Тики. Короткий отдых кончился драматически: кот исчез. Убитая горем Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, дочь Павлы Леонтьевны, несколько дней бродила по поселку, безнадежнл взывая: "Тики! Тики!" Беглеца нашли на седьмой день рядом с дачей. Алексей Щеглов вспоминал: " Мерзавец никуда не уходил, а сидел в кустах, внимательно наблюдая за мамиными мучениями, которые прерывались лишь беспощадной критикой Фаины Георгиевны в адрес всего сущего. В архиве ЦГАЛИ есть фотография Тики, которую я подарил Фаине Георгиевне. На обороте она написала:"Я его страстно любила, называла Кон-Тики, он недавно умер".

    Последней любовью Раневской была собака по кличке Мальчик. Она нанимала для него много нянек, кормила деликатесами из Елисеевского магазина и говорила: "Моя собака живет как Сара Бернар, а я живу как собака". Вспоминает Сергей Юрский: "В последние годы она окончательно заперлась в своей квартире, одна, среди множества фотографий ушедших друзей на стенах, среди неорганизованного быта, в не всегда прибранных комнатах, по которым тяжело ступая и тяжело дыша, бродит пес Мальчик - подобранная ею когда-та непородистая больная собака". Мальчик вошел в историю как последний спутник жизни Фаины Георгиевны. К сожалению, его изображений не сохранилось. Но сохранилась фотография великой актрисы с обожаемым Тики - ироничным хулиганом, так похожим по нраву на свою хозяйку.

    Разыгрывать ближних, слегка потрепывая нервы - абсолютно кошачья манера. Тики прожил с Фаиной Георгиевной большую звериную жизнь - двадцать лет - и мог бы сказать как она: "Получаю письма:"...помогите стать актером", отвечаю - Бог поможет". Или еще:"Научиться быть артистом нельзя. Можно развить свое дарование, научиться говорить, изъясняться, но потрясать - нет. Для этого надо родится с природой актера"."

    Елена Сасим

    http://www.gogol.ru/teatr/stati/faina_ranevskaya/
    ________________________________________

    Раневская — это псевдоним по фамилии помещицы Любови Андреевны Раневской из пьесы Чехова «Вишнёвый сад», вот безродная цитата по этому поводу:
    «Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: „Как красиво они летят!. Ее спутник тогда заметил: "Вы совсем как Раневская". Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной». Как сообщает «Новая энциклопедия кино», в 1992 году Фаина Раневская была включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века по версии энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»).
    Last edited by Lampada; January 27th, 2014 at 06:42 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  2. #2
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    http://www.youtube.com/watch?v=4KjYOclJqD0


    http://www.youtube.com/watch?v=LnW5m6BsiWI (сс)




    муз. и сл Н.Богословского

    Пусть летят и кружат
    Пожелтевшие листья берёзы...
    И одна я грущу...
    Приходи и меня пожалей!
    Ты ушёл от меня,
    И текут мои горькие слёзы...
    Я живу в темноте,
    Без живительных солнца лучей!

    Старый сад потемнел
    Под холодною этой луною.
    Горьких слёз осушить
    Ты уже не придёшь никогда...
    Сколько грёз и надежд
    Ты разрушил холодной рукою,
    Ты ушёл от меня,
    Ты ушёл от меня навсегда
    Last edited by Lampada; January 27th, 2014 at 06:40 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  3. #3
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    http://youtube.com/watch?v=indNLYcyBx0

    Да, красота - это страшная сила.

    Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила
    .
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  4. #4
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    http://youtube.com/watch?v=gj2FKM4T6cg

    "Белоручка, что ты знаешь, я три года мыла общественные туалеты и ела один хлеб, а разве всегда был хлеб?"
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  5. #5
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Свадьба



    Маменька - Раневская
    "Пушинку к пушинке собирала"
    Last edited by Lampada; November 21st, 2013 at 03:25 AM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  6. #6
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    http://www.lib.ru/MEMUARY/RANEWSKAQ/shutki.txt

    Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  7. #7
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Осторожно, бабушка!

    http://www.youtube.com/movie?v=5PeWQ...&feature=mv_sr
    Last edited by Lampada; December 24th, 2011 at 03:38 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  8. #8
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    http://www.liveinternet.ru/users/ruslan ... t60940688/

    "Меткие высказывания Фаины Раневской

    - Фаина Георгиевна, как ваши дела?
    - Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью — повидло.

    На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может.

    Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.

    Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм - это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

    Если женщина идёт с опущенной головой - у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

    Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

    Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин

    Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

    Глядя на прореху в своей юбке: Напора красоты не может сдержать ничто!

    О режиссере З.: Перпетум кобеле.

    Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.

    Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

    Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.

    На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".

    "Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй"

    Жизнь моя... Прожила около, всё не удавалось. Как рыжий у ковра.

    Спутник славы - одиночество.

    Он умрёт от расширения фантазии.

    Критикессы - амазонки в климаксе.

    Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

    Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

    Я себя чувствую, но плохо.

    Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.

    Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

    Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

    Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

    Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

    Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

    Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

    Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.

    Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда.

    Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

    Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия

    Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"

    Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.

    Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

    Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это её муж.

    Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

    Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

    У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

    Старость - это большое свинство.

    Понятна мысль моя неглубокая?"
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  9. #9
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Статья в интернетгазете "Любите ли вы Pаневскую так как люблю ee я?" :
    http://news.samaratoday.ru/showNews.php?id=63831


    27 августа 2005, 00:03 Автор:Самара today

    "Любите ли вы Pаневскую так как люблю eё я?"

    Она родилась в этот день в 1896 году

    Истинно народная артистка, любимая и обожаемая многими, она стала автором многим крылатых фраз и слов, которые мы употребляем и не думаем об авторе. Вот два знаменитых ее высказывания. 1. "Как то раз известная актриса Раневская оказалась в Эрмитаже, где выставлялась Джоконда и один молодой человек, стоявший перед картиной сказал: "Не понимаю, что такого особенного в этой картине, она на меня не производит впечатления". Тогда Раневская сказала: "Молодой человек, за время своего существования эта дама произвела впечатление на скольких людей, что теперь она может выбирать на кого производить впечатление, а на кого нет". 2. "Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего."

    Хорошо, что есть повод сегодня, чтобы снова знакомиться с ее творчеством.



    Предлагаем вашему вниманию две публикации:

    Из норвежского Форума Русский Портал (Норвегия), в котором не литературоведы и театральные критики, а простые почитатели таланта со всего света рассказывают о любимой актрисе, приводят фрагменты из ее дневников, делятся своими личными впечатлениями о замечательной Фаине Георгиевне Раневской.



    Актерские байки





    Любите ли вы Pаневскую так как люблю её я?

    Тогда поделитесь вашими любимыми цитатами из нее.
    1.Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала одну фразу: "Какая смертная тоска", и все.
    2.Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего.
    3.На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый - не может
    4.Оптимизм - это недостаток информации.
    5.Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья
    6.Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости
    7. У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

    Продолжение следует: " Господи, уже все ушли, а я все живу..."
    И следуещее: "Паспорт человека – это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать лет, а паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить, как восемнадцатилетний человек!"

    — Знаете, — вспоминала через полвека Раневская, — когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

    Фаина Раневская


    Фаина Раневская
    27 августа 1896 – 20 июня 1984

    Настоящая фамилия – Фельдман. Родилась в Таганроге. Окончила частную театральную школу. С 1915 – актриса театров Подмосковья, Крыма, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска и других городов, с 1931 – актриса Камерного театра, в 1935-1939 – Центрального театра Красной Армии, в 1943-1949 – Театра драмы (ныне театр им. Вл. Маяковского), в 1949-1955 и с 1963 – академического театра им. Моссовета, в 1955-1963 – Московского театра им. А. С. Пушкина.

    Лауреат Государственных премий СССР:
    1949, 1951, за театральную работу;
    1951, за роль фрау Вурст в фильме "У них есть Родина".
    Народная артистка СССР (1961).

    Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992).

    Снималась в фильмах:

    Пышка (1934)
    Дума про казака Голоту (1937)
    Ошибка инженера Кочина (1939)
    Подкидыш (1939)
    Человек в футляре (1939)
    Любимая девушка (1940)
    Мечта (1941-72)
    Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ("Миргород") (1941)
    Новые похождения Швейка ("Солдатская сказка") (1943)
    Три гвардейца ("Родные берега") (1943)
    Свадьба (1944)
    Небесный тихоход (1945)
    Весна (1947)
    Слон и веревочка (1947)
    Золушка (1947)
    Рядовой Александр Матросов (1947)
    Встреча на Эльбе (1949)
    У них есть Родина (1949)
    Девушка с гитарой (195
    Осторожно, бабушка! (1960)
    Легкая жизнь (1964)
    Сегодня – новый аттракцион (1965)
    Другие работы:
    Озвучивала мультфильмы:
    Карлсон вернулся (1969)
    Изданы книги:
    Дунина С., Фаина Григорьевна Раневская, М., 1953
    Габрилович Е., О том, что прошло, М., 1967
    Щеглов А., Раневская. Фрагменты жизни, изд-во "Захаров", 1998
    Щеглов Д., Фаина Раневская. Монолог, изд-ва "Русич", ОЛИМП, 1999
    Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы, изд-во "Захаров", 1999
    Раневская Ф., Дневники на клочках, изд-ва "Фонд русской поэзии", "Петрополь", 1999




    Актерские байки



    Фаина Раневская

    РЕКОМЕНДАЦИЯ

    В 1915 году к директору одного из подмос­ковных театров явилась молодая девица весьма неординарной наружности с рекомендательным письмом. Письмо было подписано близким приятелем директора, московским антрепрене­ром Соколовским. «Дорогой Ванюша, — писал он, — посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж; сам как-нибудь дели­катно, намеком, в скобках, объясни ей, что де­лать ей на сцене нечего, что никаких перспек­тив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дру­жок, как-нибудь отговори ее от актерской карье­ры — так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская...» К счастью, директор театра не послушался совета Соколовского.

    ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

    В переполненном автобусе, развозившем артистов, после спектакля, раздался неприличный звук. Раневская наклонилась к уху соседа и шепотом, но так чтобы все слышали, выдала:
    - Чувствуете, голубчик? У кого-то открылось второе дыхание!

    ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

    Однажды Раневскую спросили, была ли она когда-нибудь влюблена, и актриса рассказала забавную и грустную историю. Лет в девятнад­цать, поступив в труппу какого-то провинциаль­ного театра, она влюбилась в первого героя-любовника. Конечно же, он был настоящим красавцем, как и положено актеру, играющему такие роли. «Я же была настоящей уродиной, даже в молодые годы,— призналась Фаина Ге­оргиевна. — Ходила за ним как тень, пялилась, словом, влюбилась как кошка... Он как бы и не замечал ничего, но вот как-то раз неожиданно подходит ко мне и говорит:
    — Дорогая, вы ведь неподалеку комнатку снимаете? Верно?
    — Верно...
    — Ждите меня сегодня вечером, часиков около семи, я к вам загляну...
    Я, конечно, немедленно отпросилась домой, накупила вина и еды, принарядилась, напудри­лась, сижу и жду... Час жду, другой... Наконец, часов около десяти, является пьяный, растрепанный, в обнимку с какой-то крашеной стервой.
    — Дорогая, — говорит, — погуляйте где-ни­будь часок...
    Вот это была моя первая и последняя любовь».

    СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
    Оставшись в послереволюционной России, Раневская очень бедствовала и в какой-то трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца.
    Тот ей сказал: «Сударыня, поймите меня правильно: дать дочери Фельдмана мало я не могу. А много — у меня уже нет...»

    МНИМЫЙ СЛЕПОЙ

    Раневская и Марецкая идут по Тверской. Раневская говорит:
    - Тот слепой, которому ты подала монету, не притворяется, он действительно не видит.
    - Почему ты так решила?
    - Он же сказал тебе: "Спасибо, красотка!"

    ЗИМОНЕНАВИСТНИЦА
    Раневская не любила зиму. Она говорила:
    — Я ненавижу зиму, как Гитлера!

    СКОЛЬКО ВАМ ЛЕТ?..
    В театре им. Моссовета с огромным успе­хом шел спектакль «Дальше — тишина». Главную роль играла уже пожилая Раневская. Как-то по­сле спектакля к ней подошел зритель и спросил:
    — Простите за нескромный вопрос, а сколь­ко вам лет?
    — В субботу будет 115, — тут же ответила актриса.
    Поклонник обмер от восторга и сказал:
    — В такие годы и так играть!

    КРАТКАЯ РЕЦЕНЗИЯ
    Раневская познакомилась и подружилась с теткой режиссера Львовича, которая жила в Риге, но довольно часто приезжала в Москву. Тетку эту тоже звали Фаина, что невероятно умиляло Раневскую, которая считала свое имя достаточно редким. «Мы с вами две Феньки, — любила при встрече повторять Раневская. — Это два чрезвычайно редких и экзотических имени».
    Однажды сразу после выхода фильма «Осторожно, бабушка!» Фаина Раневская позвонила в Ригу своей тезке и спросила, видела ли та фильм?
    — Еще не видела, но сегодня же пойду и посмотрю!
    — Так-так, — сказала Раневская. — Я, собст­венно, зачем звоню... Звоню, чтобы предупре­дить — ни в коем случае не ходите, не тратьте деньги на билет, фильм — редкое г..!

    ЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ
    Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
    - В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

    ПО МЯГКОСТИ ХАРАКТЕРА
    Как-то Раневская позвонила Михаилу Новожихину, ректору Театрального училища им. М. С. Щепкина:
    — Михаил Михайлович, дорогой мой, у ме­ня к вам великая просьба. К вам в училище по­ступает один абитуриент, страшно талантливый. Фамилия его Малахов. Вы уж проследите лично, он настоящий самородок, не проглядите, пожа­луйста...
    Разумеется, Новожихин отнесся к такой высокой рекомендации со всем вниманием и лично присутствовал на экзамене. Малахов не произвел на него никакого впечатления, и даже, напротив, показался абсолютно бездарным. После долгих колебаний он решил-таки позвонить Раневской и как-нибудь вежливо и тактично отказать ей в просьбе. Едва только начал он свои объяснения, как Фаина Георгиевна закричала в трубку:
    — Ну как? Г..? Гоните его в шею, Михаил Михайлович! Я так и чувствовала, честное слово... Но вот ведь характер какой, меня про­сят посодействовать и дать рекомендацию, а я отказать никому не могу.

    ЧАЙКА
    Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала:
    — МХАТ полетел.

    ВОТ ТАК!
    Еще одно высказывание актрисы:
    — Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность!

    ГЕРОЙ ТРУДА ОПАЗДЫВАЕТ
    Раневская долгие годы работала в театре им. Моссовета. Однако отношения с главным режиссером у нее не сложились, и Завадскому частенько доставалось от ее острого языка.
    Как-то Завадский, который только что к сво­ему юбилею получил звание Героя Социалисти­ческого Труда, опаздывал на репетицию. Ждали долго. Наконец, не выдержав, Раневская спро­сила с раздражением:
    — Ну, где же наша Гертруда?

    ПИАНИНО
    Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
    - Жалко, что мы не захватили пианино, говорит Фаина Георгиевна.
    - Неостроумно, замечает кто-то из сопровождавших.
    - Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.

    ПУТЬ К УСПЕХУ
    Как-то Раневскую спросили, почему у Марецкой все звания и награды, а у нее намного меньше?


    На что Раневская ответила:
    — Дорогие мои! Чтобы получить все это, мне нужно сыграть как минимум Чапаева!

    ЛИХАЧ
    Фаина Георгиевна вернулась домой бледная как смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси.
    - Я сразу поняла, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал от грузовиков, проскальзывал прямо перед носом прохожих! Но по настоящему я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы посмотреть на счетчик!

    НЕДОУМЕНИЕ
    — Неужели я уже такая старая, — сокру­шалась как-то Раневская. — Ведь я еще помню порядочных людей!

    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    — Шатров — это Крупская сегодня, — так определила Раневская творчество известного драматурга, автора многочисленных пьес о Ленине.

    МАШИНУ ДЛЯ МАЛЬЧИКА!
    Находясь уже в возрасте преклонном, Ра­невская тем не менее умела заставить людей подчиняться и выполнять ее требования. Од­нажды перед Московской олимпиадой Ранев­ская набрала номер директора театра и офици­альным тоном сообщила, что ей срочно нужна машина. Директор попробовал отказать, сослав­шись на то, что машина занята, но Раневская сурово перебила:
    — Вы что же, не понимаете? Я должна объ­ехать Москву и показать мальчику олимпий­ские объекты. Он хочет убедиться, что все в порядке...
    Директор вынужден был отправить машину Раневской, хоть и не знал, какой такой еще мальчик желает проверить готовность объектов. А Мальчик — была кличка любимой собачки Фаины Георгиевны.

    ДЛЯ БЕДНЫХ
    Однажды Раневская отправилась в магазин за папиросами, но попала туда в тот момент, когда магазин закрывался на обед. Уборщица, увидев стоящую у дверей Раневскую, бросила метелку и швабру и побежала отпирать дверь.
    — А я вас, конечно же, узнала! — обрадованно говорила уборщица, впуская Раневскую. — Как же можно не впустить вас в магазин, мы ведь вас все очень любим. Поглядишь этак на вас, на ваши роли, и собственные неприятности забываются. Конечно, для богатых людей мож­но найти и более шикарных артисток, а вот для бедного класса вы как раз то, что надо!
    Такая оценка ее творчества очень понрави­лась Раневской, и она часто вспоминала эту уборщицу и ее бесхитростные комплименты.

    АПОФЕОЗ
    Во время гастрольной поездки в Одессу Ра­невская пользовалась огромной популярностью и любовью зрителей. Местные газеты вырази­лись таким образом: «Одесса делает Раневской апофеоз!»
    Однажды актриса прогуливалась по городу, а за ней долго следовала толстая гражданка, то обгоняя, то заходя сбоку, то отставая, пока на­конец не решилась заговорить.


    — Я не понимаю, не могу понять, вы — это она?
    —. Да, да, да, — басом ответила Раневская. — Я — это она!

    АНШЛАГ
    Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей?
    - Ну это еще мягко сказано, - заметила Раневская. - Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления.
    - И что?
    - Мне ответили: "А когда вам будет удобно?"

    ВЫ НЕ СНИМАЛИСЬ В КИНО?
    На улице в Одессе к Раневской обратилась прохожая:
    — Простите, мне кажется, я вас где-то виде­ла... Вы в кино не снимались?
    — Нет, — отрезала Раневская, которой надо­ели уже эти бесконечные приставания. — Я всего лишь зубной врач.
    — Простите, — оживилась ее случайная со­беседница. — Вы зубной врач? А как ваше имя?
    — Черт подери! — разозлилась Раневская, те­перь уже обидевшись на то, что ее не узнали. — Да мое имя знает вся страна!

    УЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
    За Раневской по одесской улице бежит поклонник, настигает и радостно кричит, протягивая руку:
    — Здравствуйте! Позвольте представиться, я — Зяма Иосифович Бройтман...
    — А я — нет! — отвечает Раневская и про­должает прогулку.

    НАЕЛАСЬ
    Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала «великая старуха».

    ФЕНОМЕН
    Как-то Фаина Раневская записала для радио длинное и подробное интервью о своей жизни, о работе в театре, о ролях в кино. Интервью это одобрили, и оно должно было пойти в эфир, но накануне передачи к ней приехала корреспон­дентка и попросила переписать одно место, где Раневская якобы неправильно произносит сло­во «феномен».
    — Я справилась в. словаре, современного рус­ского языка, — сказала корреспондентка. — Так вот, по-современному произносить это сло­во нужно с ударением на «о» — феномен! А вы произнесли «феномен».
    Раневская поначалу заспорила, но потом со­гласилась и отправилась на студию переписы­вать этот кусок интервью. Однако, по всей ви­димости, по дороге одумалась, так что когда се­ла к микрофону, то резко и твердо сказала:
    — Феномен, феномен и еще раз феномен! А кто произносит феномен, пусть поцелует меня в задницу!

    СКРОМНОСТЬ

    Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?»

    ЗАКОН АРХИМЕДА
    Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные ко­рабли не тонут.
    — Как же это так? — допытывалась она у од­ной своей знакомой, инженера по профессии. — Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда ко­рабли из железа не тонут?
    — Тут все очень просто, — ответила та. — Вы ведь учили физику в школе?
    — Не помню.
    — Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, по кото­рому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды...
    — Не понимаю, — развела руками Фаина Георгиевна.
    — Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполнен­ную до краев ванну, что происходит? Вода вытес­няется и льется на пол... Отчего она льется?
    — Оттого, что у меня большая ж...! — дога­далась Раневская, начиная постигать закон Ар­химеда.

    КАК СКАЗАЛИ…

    Медсестра, лечившая Раневскую рассказала, как однажды Фаина Георгиевна принесла на анализ мочу в термосе. Сестра удивилась, почему именно в термосе, надо было в баночке. Hа что великая актриса возмущенно пробасила: Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прямо с утра, теплую?!
    ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
    Как-то Раневской позвонила словоохотли­вая приятельница и долго-долго мучила ее бол­товней. Когда у Фаины Георгиевны лопнуло терпение, она извиняющимся тоном сказала:
    — Простите, дорогая, я говорю с вами из ав­томата, здесь ждут...

    НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ
    Киногруппа, в составе которой находилась Фаина Раневская, с утра выехала за город на натурные съемки. Предстояла большая работа, нужно было. много успеть за день. У Раневской же, как на зло, случилось расстройство желуд­ка. По приезде на площадку она сразу направи­лась к выстроенному на краю поля дощатому сооружению. Аппаратура давно установлена, группа готова к съемкам, а артистки нет и нет. Режиссер нервничает, глядит на часы, оператор сучит ногами. Актриса не появляется. Орут, ду­мая, что с ней что-то случилось. Она отзывается, кричит, что с ней все в порядке. Наконец после долгого ожидания дверь открывается и Ранев­ская, подходя к группе, говорит:
    — Братцы вы мои! Знали бы вы, сколько в человеке дерьма!

    ДЕВИЧЬЯ ЧЕСТЬ
    Однажды в театре Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием Бортниковым, а лифт застрял... Ждать пришлось долго — толь­ко минут через сорок их освободили. Молодому Бортникову Раневская сказала, выходя:
    — Ну вот, Геночка, теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня скомпрометируете!

    КАЛАМБУРЧИК
    Однажды Раневская поскользнулась на ули­це и упала. Навстречу ей шел какой-то незнако­мый мужчина.
    — Поднимите меня! — попросила Ранев­ская. — Народные артистки на дороге не ва­ляются...

    НЕЖЕЛАННЫЙ ПОКЛОННИК
    Председатель Комитета по телевидению и радиовещанию С. Г. Лапин, известный своими запретительскими привычками, был большим почитателем Раневской. Актриса, не любившая идеологических начальников, довольно холодно выслушивала его восторженные отзывы о своем творчестве.


    Однажды Лапин зашел в гримуборную Ра­невской после спектакля и принялся восхи­щаться игрой актрисы. Целуя на прощание ей руку, он спросил:
    — В чем я могу вас еще увидеть, Фаина Ге­оргиевна?
    — В гробу, — ответила Раневская.

    ИМПОТЕНТКА
    На вопрос одного из актеров, справлявших­ся по телефону у Раневской о ее здоровье, она отвечает:
    — Дорогой мой, такой кошмар! Голова бо­лит,, зубы ни к черту, сердце жмет, кашляю ужасно, печень, почки, желудок — все ноет! Суставы ломит, еле хожу... Слава Богу, что я не мужчина, а то была бы еще импотенция!

    МОИ ПОХОРОННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
    Раневская наконец получила новую кварти­ру. Друзья перевезли ее нехитрое имущество, помогли расставить все по местам, а когда со­брались уходить, Фаина Георгиевна вдруг за­волновалась:
    — Боже мой, а где мои похоронные принад­лежности?! Куда вы девали мои похоронные принадлежности? Не уходите, я же сама ни за что не найду, я же старая, могут понадобиться в любую минуту!
    Стали искать эти «похоронные принадлеж­ности», не совсем понимая, что Раневская име­ет в виду. И вдруг Фаина Георгиевна радостно закричала:


    Да вот же они, слава Богу, нашла! И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями.

    КОЕ-ЧТО О МУЖЧИНАХ
    Молодая актриса как-то спросила у Ранев­ской:
    — Фаина Георгиевна, как вы думаете, поче­му у мужчин красивая женщина пользуется большим успехом, чем умная?
    — Деточка, это же так просто! Слепых муж­чин на свете не слишком много, а глупых — хоть пруд пруди...

    ВАВОЧКА И ФУФОЧКА
    Фаина Раневская и Варвара Сошальская были заняты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше». Раневской уже было за восемь­десят, а Сошальгкой к восьмидесяти.
    Однажды на репетиции Сошальская плохо себя чувствовала: в ночь перед репетицией не спала, подскочило давление... В общем, все ужасно. Раневская пошла в буфет, чтобы ку­пить ей шоколадку или что-нибудь сладкое, да­бы поднять подруге настроение. В буфете про­давались здоровенные парниковые огурцы, в ту пору впервые среди зимы появившиеся в Москве.
    Фаина Георгиевна немедленно купила огу­рец невообразимых размеров, положила в кар­ман передника — она играла служанку — и от­правилась на сцену. В тот момент, когда нужно было подать что-то барыне Сошальской, — Ра­невская вытащила из кармана огурец:
    — Вавочка, посмотри, какой огурчик я тебе принесла...
    — Спасибо тебе, Фуфочка! — обрадовалась Сошальская.
    Уходя со сцены, Раневская очень хитро под­мигнула и уточнила:
    — Вавочка, я дарю тебе этот огурчик. Хо­чешь — ешь его, хочешь — живи с ним...
    Пришлось режиссеру объявить перерыв, по­скольку после этой фразы присутствующие просто полегли от хохота и репетировать уже никто не мог...

    КТО КАК ЖИВЕТ
    — Моя собака живет лучше меня! — по­шутила однажды Раневская. — Я наняла для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет, как Сара Бернар, а я — как сенбернар...

    САМОЕ УЖАСНОЕ
    Старшее поколение всегда ругает молодежь:
    она, мол, совершенно испортилась, стала легко­мысленной, не уважает старших, без царя в голове, только о забавах и думает...
    Услышав такой стариковский разговор, Ра­невская сказала со вздохом:
    — Самое ужасное в молодежи то, что мы сами уже не принадлежим к ней и не можем делать все эти глупости...


    К ВОПРОСУ О МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОПАГАНДЕ
    В 60-е годы в Москве установили памятник Карлу Марксу.
    — Фаина Георгиевна, вы видели памятник Марксу? — спросил кто-то у Раневской.
    — Вы имеете в виду этот холодильник с бо­родой, что поставили напротив Большого теат­ра? — уточнила Раневская.

    ЧТО-ТО Я НЕ ПОНЯЛА...
    — Меня никто не целовал, кроме жени­ха! — с гордостью сказала Раневской одна мо­лодая актриса.
    — Милочка, я не поняла, — отозвалась Фаи­на Георгиевна, — это вы хвастаете или жалуе­тесь?

    ЧТО ВАЖНЕЕ?
    Раневская, всю жизнь прожившая одна, го­варивала:
    — Семья — это очень серьезно, семья чело­веку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завес­ти семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья.

    КУДА ДЕВАЛИСЬ ДОМРАБОТНИЦЫ?
    Раневская как-то сказала с грустью:
    — Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли домработницы. И знае­те почему? Все домработницы ушли в актрисы.
    Last edited by Lampada; December 24th, 2011 at 03:17 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  10. #10
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    http://www.youtube.com/watch?v=4QaLlIbMXJo

    http://rutube.ru/tracks/2112686.html?v= ... faa369c9c6

    Из киножурнала "Фитиль".


    Приворот мужа.
    Last edited by Lampada; August 5th, 2011 at 06:07 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  11. #11
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Эпизод из спектакля "Штoрм":



    http://video.mail.ru/mail/alisa82-7/264/266.html



    "Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ устраивал ей невообразимую овацию и, не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это главное драгоценное впечатление." В конце концов Завадскому ажиотаж вокруг игры Раневской надоел и он выбросил этот эпизод из спектакля.

    А она, Великая, могла и это - шута пародировать!
    Что и делала в театре.
    Худрука, затем главрежа, Завадского.
    Он ей:
    - Вон из театра...
    Она ему, копируя его позу и жест:
    - Вон из искусства!!!
    Присутствующие актёры не сдержались, хохотали до слёз.
    Он сумел отомстить: убрал эпизод из спектакля "Шторм", где была занята Ф. Раневская (допрос спекулянтки), благодаря которой
    зритель и шёл на этот спектакль.
    - Гражданка, вы продавали краденное...
    - Шо го-о-ррры-те?
    - Вы замужем?
    - Я барышня... (смущась и кокетничая, - Раневская кокетничает!!!)
    __________________________________________________ ____________________


    Билль-Белоцерковский закончил пьесу "Шторм" в 1924 году и 8 декабря 1925 года пьеса впервые была поставлена на сцене театра МГСПС (так тогда назывался театр им. Моссовета).

    Постановка пьесы явилась крупным событием в истории советской драматургии и театра, открывшим собой ряд произведений советского
    театрального искусства, которые навсегда вошли в фонд советской театральной классики.

    Автор "Шторма" показывает советского человека – патриотом социалистической родины. В основу пьесы легли живые впечатления, которые
    накапливались у Билль-Белоцерковского, во время его работы на руководящем партийном посту в Симбирске в пору гражданской войны.

    Пьеса "Шторм" представляет собой лишь хронику событий, происходивших в одном из уездных городов России в те суровые годы, когда молодая Советская республика отбивала натиск белогвардейцев и интервентов, боролась с голодом, холодом, тифом, разрухой.

    Следующая постановка этой пьесы в театре им. Моссовета состоялась в 1951 году. Драматургом введены новые персонажи и сцены.


    Данная запись спектакля - это третья редакция - 1971 года, в которой, к сожалению, Юрий Завадский исключил
    сцену с Фаиной Раневской (Манька-спекулянтка).

    Но, к счастью, есть отдельная телевизионная запись этого эпизода.

    В "Шторме" Билль-Белоцерковского Раневская с удовольствием играла "спекулянтку". Это был сочиненный ею текст — автор разрешил. После сцены с Раневской - овация, и публика сразу уходила. "Шторм" имел долгую жизнь в разных вариантах, а Завадский ее "спекулянтку" из спектакля убрал. Раневская спросила у него: "Почему?".

    Завадский ответил: "Вы слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля…".

    Раневская предложила: "Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже".

    Можно отчасти понять Завадского. Манька вываливалась из концертно-патетической стилистики новой версии спектакля-рапорта (разумеется,
    родной партии!) со сценой-президиумом. Манька могла отвлечь зал и запросто перетянуть одеяло на себя.

    А Раневская нешуточно обиделась: "Выгнал меня из "Шторма" — вот и все великое, что совершил Завадский в искусстве".

    Last edited by Lampada; August 5th, 2011 at 06:31 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  12. #12
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    "Загадка Фаины Георгиевны Раневской

    Эйзенштейн сказал молодой Раневской: " Ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, если не научишься заставлять людей подчиняться своей воле. Ты погибнешь и актриса из тебя не получится." Как говорится,- sapienti sat (мудрому достаточно.)

    Когда в фильме "Золушка" Раневская-Мачеха, сверкая глазами со сладострастным садизмом, кричит на падчерицу: "Змея!" - я до сих пор как в детстве подпрыгиваю и дух у меня захватывает.

    Когда в спектакле "Деревья умирают стоя" в момент потрясения своей героини она поворачивалась лицом к залу и ужасно бледнела, зрителей начинало трясти.

    Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ, устраивал ей невообразимую овацию и не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это главное драгоценное впечатление.

    Когда Ч.Чаплин посмотрел фильм "Мечта", он с восхищением сказал: "Раневская - одна из самых выдающихся актрис ХХ века."

    Кого ни спроси, видевших ее игру, все разводят руками и расступаются, как перед особой королевской крови. Она царила в актерской Империи Чувств, устраивая из каждой своей роли достойное пиршество. Наверно, потому так мало и создала, что до второсортного и пустого не снисходила и в сотрапезники по спектаклю брала далеко не всякого.

    Родилась Фаина Георгиевна 27 августа 1896 года в Таганроге. По паспорту она на самом деле Григорьевна, но как это часто бывает, кто-то раз перепутал, а ей так больше понравилось и сама стала при случае настаивать на "Георгиевне". О ее эксцентричности, манере самовыражаться ходят легенды и анекдоты.

    Про деньги, которые она ненавидела, выразилась так: "Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы с чудовищной быстротой." Причем сама способствовала этому, - после каждой получки рассовывала рубли по многочисленным конвертам и анонимно рассылала тем знакомым, кто нуждался в помощи.

    Подписывалась в письме: "Ваша дама с камениями." - это когда ей поставили диагноз "камни в почках".

    Телефонный разговор с занудливым собеседником завершала словами: "Извините, я не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь собралась большая очередь."

    Из светской беседы: "Вам не кажется, что погода переживает климактерический период?"

    А как не привести её афоризм: "Я никогда не была красива, но зато всегда - чертовски обаятельна", и ответ на вопрос: "Над чем сейчас работаете?" - "Над собой. Я симулирую здоровье."

    Очень трогательная дружба связывала Фаину Георгиевну с Анной Ахматовой. Они познакомились на юге, в самые голодные времена. Великая поэтесса была очень больна и великая актриса выходила её. В Москве они сделались подругами и вовсе не разлей вода. Бывало, звонит Раневская Ахматовой и говорит: "Сегодня мне приснился Пушкин!" Та кричит: "Еду!" - и мчится в гости послушать сон. В одной из записей дневника Раневской значится: " Я в последнее время ничего не читаю. Я перечитываю. И всё Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: как ты мне, старая дура, надоела!.."

    Многие писали, что характер у неё сложный, но притом бывает добра невероятно, что голос - низкий и грудной, а духи - французские. Но эти детали не есть вся Раневская.

    Ну ладно, можно осмыслить и перенять её способ работы над образом, её манеру воплощать характер роли. Но то, КАК она переживала момент творчества - вещь непостижимая, это её личная тайна.
    Убийственное побледнение в драматические моменты так, что совершенно исчезал цвет лица и наложенный грим проступал, как маска - ведь это мощное физиологическое явление! Откуда брались силы каждый раз так бледнеть? Почему в одно мгновение все люди в зале испытывали глубокое потрясение, как-будто на них обрушивалось мощное гипнотическое воздействие?

    А эти "факельные глаза"! "Новогодний экстаз"...

    Мало того, что она всегда настаивала на замене слова "играть" словом "жить", она еще и жила-то какой-то прометеевской жизнью.

    Всё это наводит на мысль о ещё не познанном наукой способе воздействия гениальных личностей на всех прочих. Хотите, назовите это властью, данной Богом. Хотите, какой-нибудь индукцией икс-игрек поля. Они (гении) создают единый настрой, ветер духовной энергии, заставляющий повернуться и подставить ему своё лицо. В этом состоянии так возможно постижение высоких истин. Хочется вспомнить колоссальное полотно И. епина "Иван Грозный", которая, на мой взгляд, приближается к достижению мечты о филосовском камне искусства: чтоб увидев ЭТО люди "хлопались в обморок и вставали прозревшими".

    М. Барышников сказал, что когда у него в детстве умерла мать, то альтернативы занятиям балетом больше не было. Он жил и спасался от горя в работе над танцем. З. Фрейд связывал развитие гения Леонардо да Винчи с потрясением от ранней разлуки с матерью и обстановкой жизни. Раневская тоже рано осталась совершенно одна, когда вся её семья эмигрировала на собственном пароходе в 1917-м году. Ей же Россия, где похоронен Пушкин, была дороже. Да, посетила она сей мир действительно в роковые минуты. Во время гражданской войны молодая Фаина, оказавшись в Крыму, выступала в театральной труппе перед красногвардейцами. Потом пыталась пробиться в Московские театры, но никто её не брал, она часто сокрушалась: " У меня ужасный нос, не лицо, а ж..." Но зато когда играла, доходила до полного вживания в образ. Впервые в жизни исполняя на сцене эпизодическую роль без слов, она так прочувствовала любовь и жалость своей героини к главному герою, что после окончания спектакля разрыдалась и долго никто не мог её успокоить.

    А.Д. Синявский писал: "Искусство свойственно личнoсти, нации, эпохе и всему человечеству подобно инстинкту самосохранения." Обстановка, как говорится, располагала. И совсем не случайны в те голодные лихие годы ее встречи со Станиславским, Качаловым, Эйзенштейном, близкая дружба с Ахматовой и многими-многими художниками -творцами своего времени. Альтернативы театру Раневская не имела: "Я не выбирала профессию, она жила во мне всегда." А Станиславский благословил: "Священнодействуй или убирайся!"

    Комическое, как и возвышенное, по утверждению Жан-Поля всегда обитает не в объекте смеха, а в его субъекте. Непосредственным субъектом являлась сама Раневская. Её стиль, манера, своеобразие творческих приёмов, как говорил И. Андронников, передаёт не только существо персонажа, но и отношение актрисы к нему. При поразительной в своей конкретности и житейской достоверности образа, ей свойственна гиперболизация, как у Гоголя. Не узкая, в лоб, а как явление огромное, социальное, историческое. (Кстати, ей всегда хотелось заниматься археологией). "Гобсековское величие в ролях".

    Мега-Мачеха, Архи-Спекулянтка... Её самоирония, выражение очень глубокой и конкретной основы образа доставляли эстетическое наслаждение даже в отвратительных характерах.

    Субъектом же опосредованным являюсь я, зритель. Под воздействием её магии я открываю в себе удивительные взлеты эмоций и глубины чувств. И возношу благодарность Всевышнему, что она послана белому свету. И жить как-то легче. А то, что её уже нет, просто не помещается в голове.

    Лондонский ежегодник "Кто есть кто" вслед за Чаплиным назвал её в числе десяти лучших актрис ХХ века. Известнейшие талантливые люди дарили ей самые возвышенные эпитеты. Дети бегали за ней толпами и орали: "Муля! Муля!" Прохожие не удерживались от восторгов. Однажды какая-то толстая женщина с авоськами бросилась к актрисе обниматься с криком:" Батюшки, смотрите, люди, кто это! Да вы же моя поклонница!.." А Раневская говорила репортерам: " У меня головокружение от отсутствия успеха." И писала в дневнике:" От зрителей письма, полные любви. Но ведь это не мне, а тем, кого изображаю. Тоска, тоска..." Она была обречена на чувство одиночества и страшной неудовлетворенности. Но может быть, без этого нельзя так, выражаяясь её словом,- Жить на сцене и на экране, как это делала она?

    Раневская - гештальт искусства. (Гештальт - объект, общие свойства которого невозможно вывести из знания свойств его составных частей.) Можно взять для рассмотрения живой глаз, анатомировать, поместить под микроскоп, но его главное предназначение - нести зрительные образы в мозг, можно постичь, беря во внимание живой организм в целом. Раневская и есть такое око. Его взор впитывает человеческие страсти, типажи, всю эту жизнь. Драгоценное "Око света", блистающее украшение сокровищницы русской культуры.


    Ирина Терентьева"

    http://www.masmol.com/sisters/serapionki/ranevskay.htm
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  13. #13
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Раневская в спектакле "Человек в футляре" по одноимённому рассказу Антона Чехова

    http://www.youtube.com/watch?v=kBrAZW6i7lw
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  14. #14
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Фаина Раневская
    "Как уходили кумиры" https://www.youtube.com/watch?v=u_KXzSdEdNA

    - 44 минуты

    Last edited by Lampada; August 13th, 2014 at 10:02 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  15. #15
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35
    Фаина Раневская в к/ф "Любимая девушка" (1940)


    http://video.mail.ru/mail/vm_gluschenko/854/43793.html
    Last edited by Lampada; December 24th, 2011 at 03:31 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  16. #16
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Re: Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская

    Фаина Раневская в "Ошибке инженера Кочина"


    Last edited by Lampada; October 2nd, 2016 at 04:29 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  17. #17
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Re: Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская

    Ф. Раневская в фильме "Новые похождения Швейка" - http://video.mail.ru/mail/vladimirl73/5624/7285.html
    Last edited by Lampada; January 15th, 2012 at 04:56 AM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  18. #18
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Re: Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская

    Фаина Раневская в "Думе про казака Голоту" - http://www.youtube.com/watch?v=ac9ggn37ESw
    Last edited by Lampada; January 15th, 2012 at 04:59 AM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  19. #19
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Re: Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская

    Неповторимая Раневская
    http://www.youtube.com/watch?v=6wxPk2iMe0g
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



  20. #20
    Moderator Lampada's Avatar
    Join Date
    Oct 2004
    Location
    СССР -> США
    Posts
    18,025
    Rep Power
    35

    Re: Незабвенная Фаина Георгиевна Раневская

    Фаина Раневская в главной роли.


    Фильм "Родные берега" пролежал на полке 65 лет.
    Состоит из новелл "Три гвардейца" и "Пропавший без вести".
    Снят в 1943 году на Ташкентской киностудии.
    Фильм увидел свет благодаря Сергею Орлову, гендиректору ООО "Издательский дом Сергея Орлова", сотрудникам Госфильмофонда России и директору Государственного центрального музея кино Науму Клейману.
    Премьера фильма состоялась на 30-м Московском международном кинофестивале в июне 2008 года.


    Last edited by Lampada; October 2nd, 2016 at 04:37 PM.
    "...Важно, чтобы форум оставался местом, объединяющим людей, для которых интересны русский язык и культура. ..." - MasterАdmin (из переписки)



Page 1 of 5 123 ... LastLast

Similar Threads

  1. Replies: 1
    Last Post: June 5th, 2006, 11:28 AM
  2. World War II/Великая Отечественная Война
    By Бармалей in forum General Discussion
    Replies: 16
    Last Post: May 2nd, 2006, 09:33 PM

Posting Permissions

  • You may not post new threads
  • You may not post replies
  • You may not post attachments
  • You may not edit your posts
  •  


Russian Lessons                           

Russian Tests and Quizzes            

Russian Vocabulary